Ребенок станет для меня единственным близким человеком, который будет меня любить

Книга: Беременность. Консультации акушера-гинеколога и психолога
Авторы: Г. Г. Филиппова, Е. И. Захарова, Е. Ю. Печникова

Жизнь иной раз складывается так, что мы можем почувствовать вокруг себя пустоту. Хочется человеческого тепла и заботы, хочется, чтобы кто-то пожалел, посочувствовал. Мы не вправе ждать этого от посторонних людей — коллег по работе, множества знакомых, с которыми соприкасаемся в связи со своими интересами и привычками, соседей. Всем нам нужен тот единственный и любимый, которому можно открыть свои переживания, который все поймет и поддержит в трудную минуту.

Хорошо, если вы нашли свое счастье, а если нет? Если вам не встретился близкий человек или в силу жизненных обстоятельств вы не смогли уберечь столь необходимые вам отношения? В такой ситуации может показаться естественным, что образовавшаяся пустота может быть заполнена отношениями с человеком, которого не надо искать по белу свету, который не уйдет и не бросит, — отношениями с собственным ребенком. И пусть мы знаем, что ребенок не сразу научится понимать, сочувствовать, заботиться, ну и пусть! Мы подождем!

Подобные рассуждения достаточно распространены. Однако каким бы замечательным ни был ребенок, каким бы он ни был отзывчивым и воспитанным, мы не вправе ожидать от него, чтобы он разделил наши чувства, жил нашими переживаниями — а именно это и называется любовью. Способность любить приходит к человеку не сразу. Эта способность свидетельствует о личностной зрелости, и чаще всего мы оказываемся в состоянии дарить свою любовь, когда появляется своя семья, собственные дети. Маленький же ребенок достаточно долго остается потребителем.

Остро нуждаясь в родительской любви, он пока не способен на такое ответное чувство, которое удовлетворило бы потребность в любви и понимании родителя. А родитель, живущий надеждой, что сыновняя или дочерняя любовь сможет заменить ему супружескую, чаще всего оказывается разочарованным в своих ожиданиях. Для такой ситуации характерно стремление родителя удержать ребенка возле себя, посвятить его в свои взрослые переживания, ожидать от ребенка сопереживания.

Для ребенка, растущего в подобных условиях, наиболее типичными являются два варианта развития.

  • В первом случае малыш стремится соответствовать родительским ожиданиям и полностью замыкается в теплых отношениях с родителем — им никто на свете больше не нужен. И это неизбежно затрудняет связь ребенка с внешним миром. Он оказывается не в состоянии наладить дружеские и даже деловые отношения с другими людьми. Такому ребенку в дальнейшем грозит изоляция, одиночество.
  • Другой вариант развития событий разворачивается, если ребенок активно противится попыткам родителя привязать его к себе. При этом он может быть намеренно груб, демонстративно безразличен к проблемам и переживаниям взрослого. В довершение всего ребенок уходит из-под родительского крыла, оставляя родителя в позиции брошенного любовника, расценивающего появление у выросшего ребенка собственных интимных отношений как предательство.

Оба варианта развития говорят о том, насколько неоправданными являются надежды на то, что ребенок, его любовь сможет заменить взрослому человеку отношения с равным партнером, действительно способным удовлетворить глубокую потребность в заботе, внимании, уважении.