Образование и обучение

ЕГЭ может угробить систему образования в целом

Как будет развиваться система оценок в школьном образовании Перед праздниками все регионы России впервые приняли участие в пробном ЕГЭ, а уже 16 мая выпускникам предстоит сдавать настоящий экзамен. Пока у школьников есть альтернатива, они могут при желании выбрать традиционную форму экзамена, но уже через год никто не избежит единого экзамена. О том, как будет развиваться система оценок в школьном образовании, рассказал один из создателей ЕГЭ, бывший глава Рособрнадзора, вице-президент Российской академии образования (РАО) Виктор Болотов.

Современный ЕГЭ отличается от того, что вы когда-то задумывали?

Мы еще с Владимиром Филипповым (министр образования в 1998-2004 годах) в 2000 году задумывали, что в вузы надо брать по итогам независимой оценки, а еще обязательно туда должны поступать победители олимпиад в период школьного обучения. Было очевидно, что для творческих вузов нужно сохранить дополнительные испытания. Сейчас это осталось. Единственное, что изменилось, — это то, что результат ЕГЭ, по окончанию школьного обучения, будет действителен в течение двух или даже трех лет. То есть разработчики тестов должны сделать их такими, чтобы результаты были сопоставимы через год, и через два по окончанию получения школьного образования. Это очень непростая задача, сейчас над ней работают в Федеральном институте педагогических измерений, ну и РАО внесет свой вклад.

Если ЕГЭ останется единственной формой внешней оценки, то это угробит ЕГЭ, систему школьного образования и систему образования в целом. Многие предлагают добавить к сертификату ЕГЭ портфолио, а так же характеристику из школы, но если мы это введем с кондачка, то будет точно по Черномырдину: хотели как лучше, а получилось как всегда. Если школьная характеристика будет влиять на поступление в вуз, через два года все дети будут политически грамотными и морально устойчивыми. Только некоторые заслуженно получат отличные характеристики, а другие — за деньги или благодаря родителям. Поэтому пока внешние оценки — это олимпиады и конкурсы. Но этого недостаточно. Например, для инженерных специальностей никогда раньше не проверяли, умеет ли ребенок работать руками. В рамках ЕГЭ мы тоже не можем этого узнать. Сейчас мы разрабатываем систему независимых центров, где каждый ребенок сможет прийти и показать, что он умеет делать руками. Он получит сертификат, что на определенном уровне владеет различными навыками. Главное — распространить эту систему по всей России, чтобы не только городские, но и сельские ребята могли получить дополнительные баллы.


Одной из задач ЕГЭ было побороть коррупцию. Но из кавказских республик, например из Дагестана, приезжают дети с блестящими результатами, поступают в вузы и через полгода вылетают.

Я вам раскрою тайну: в Дагестане успеваемость по русскому и математике хуже, чем в России в целом. Юг России сдает ЕГЭ хуже, чем Россия в среднем. Каждый год мы аннулируем результаты нескольких сотен человек, когда нет обоснований, почему они получили такие хорошие результаты. Мы проверяем всех стобалльников вплоть до того, как они учились в первом классе, кто у них родители. Кстати, дети начальства редко получают 100 баллов. Но эксперты считают, что коррупциогенность ЕГЭ на порядок ниже, чем традиционных вступительных экзаменов. Раньше нужно было договориться с двумя-тремя людьми. В условиях ЕГЭ придется подкупить несколько десятков человек, опять же риск разоблачения велик. Единственная форма нарушений, которая существует сегодня, — это коллективный сговор комиссии, которая проводит ЕГЭ, коллектива школы, родителей и учеников. Большая часть отмены результатов происходит, когда вся школа сдала лучше других. Сейчас готовятся поправки в Кодекс об административных правонарушениях, согласно которым людям, уличенным в этом, запретят преподавать в школе. Уже было несколько таких случаев.


В этом году ЕГЭ по литературе стал необязательным. Многие опасаются, что из-за этого школьники вообще перестанут читать.

Дети просто живут в другом мире, и для них, особенно в крупных городах, источником информации стала не книга, а интернет и СМИ. Это проблема клипового мышления. Подросток привык работать с фрагментами информации. В этом отношении обязательность экзамена по литературе не играет никакой роли. Большая часть как не читала, так читать и не будет. ЕГЭ по математике — обязательный экзамен в конце школьного обучения, при этом 20% двоек. Отменили бы этот предмет — стало бы 30% неудов. Другое дело — набор обязательных экзаменов для разных профилей. Гуманитарии выступают против обязательного экзамена по математике, а для технарей сложно сдавать литературу.

Для разных профилей школьного образования нужно сделать разный набор обязательных экзаменов. Кстати, по поводу русского языка никто не возмущается. Но с этим предметом проблемы у детей, у которых русский неродной, а таких детей и в Москве много. По математике мы в этом году дали право тем, кто изучал математику в небольших объемах, раз этот экзамен обязательный, определять, за какое количество баллов какую оценку ставить. В будущем придется вводить такую систему и по русскому языку для национальных школ.

Хорошо ли, что такие вузы, как МГУ, получили особый статус и проводят дополнительные вступительные испытания?

МГУ в этом году стал принимать по результатам ЕГЭ. Одна из целей ЕГЭ — это доступность качественного высшего образования для всех детей. Сегодня победителями международных олимпиад становятся дети из таких поселков, про которые ничего не слышали. Тут мы добились серьезных успехов. На момент начала эксперимента с ЕГЭ в ведущие вузы Москвы и Петербурга поступали 75% москвичей и петербуржцев, и всего 15-25% всех остальных. Хотя в советские времена пропорция была обратная: четверть москвичей и ленинградцев, а остальные три четверти — со всего Союза. Сейчас — 50 на 50. Число ребят из села в региональных вузах увеличилось в разы.

Очень важная задача — закрыть плохие вузы и обеспечить доступность хорошего образования детям. И никакие дополнительные испытания подавляющему большинству вузов не нужны. Кстати, что касается вузов-лидеров, то СПГУ начал принимать результаты ЕГЭ, как только Санкт-Петербург включился в эксперимент. Физтех два года посмотрел, а потом тоже стал брать результаты ЕГЭ. Для них очень важно портфолио, потому что приемная комиссия, которая состоит из профессоров и академиков, с большим удовольствием примет парня, у которого на пару балов меньше по математике, зато он — кандидат в мастера спорта. Это и есть независимая внешняя оценка школьного обучения.

Сейчас с подачи вновь избранного президента России резко сокращаются юридические факультеты. Какая следующая специальность может подвергнуться такой чистке?

Юристов в России готовится очень много, и в основном это второе высшее образование. Такие вузы никто закрывать не собирается. Например, в городе N есть три государственных университета, пять филиалов государственных вузов и десяток негосударственных, и все готовят юристов. Прогнозная потребность юристов в общем известна в этом субъекте федерации, и бюджетные места под эту прогнозную потребность будут выдаваться тому вузу, у которого самый сильный потенциал. Все остальные продолжат готовить, если они это делают качественно.

Рособрнадзор хочет ужесточить требования к вузам, которые готовят по юридическим специальностям. Например, сделать обязательным наличие собственной криминалистической лаборатории, юридической библиотеки. Особое внимание собираются уделить преподавателям.

Следующая специальность, на которую будем смотреть так же придирчиво, — экономисты и управленцы. На самом деле будут ужесточаться требования ко всем видам образовательных учреждений, по всем специальностям.

Продолжение ...

Слова родителей, которые могут быть опасны для ребёнка

Родительские установки «вдалбливают» в голову в процессе воспитания и развития детейКак часто вы в детстве слышали от своих родителей фразу: «Горюшко ты мое!», «За что мне такое наказание!», «Ну когда ты наконец повзрослеешь!», «Тебе что, больше всех надо?» и т.д. и т.п. – список привычных причитаний, звучащих в общении с ребенком, каждый может продолжить сам. Казалось бы, привыкнув к подобным высказываниям родителей «в сердцах», мы их не воспринимали всерьез, пропускали мимо ушей, как нечто давно знакомое и не важное. Но это уже в более старшем возрасте, а как вы воспринимали подобные высказывания, будучи двух-трех-четырех летним ребенком? Не помните? Конечно, не помните, ведь реакция на них уже давно стала достоянием вашего бессознательного Я, ушла в подсознание. Но ничто не уходит в подсознание просто так…

Меняется наше поведение, появляются новые привычки, приходят на помощь новые способы реагирования на привычные вещи – короче говоря, происходят сдвиги, изменения на психологическом плане. Любой грамотный человек в наши дни уже знает, что все наши комплексы, которые так мешают нам жить, родом из глубокого детства. Обычно их связывают с родительским стилем воспитания и общения с ребенком, с взаимоотношениями в семье и пр. Оказывается не все так просто. Существует такое понятие, как негласные родительские установки, или директивы, которые любящие нас родители, сами того не желая, буквально «вдалбливают» в головы малышей, в процессе воспитания и развития детей многократным повторением, формируя тем самым определенную психологическую установку.

А теперь вспомните, как часто вы сами, будучи родителями, в своем общении с ребенком, произносили фразы, приведенные выше? А ведь это не просто фразы…

Что такое директива? Это скрытое приказание, неявно сформулированное словами и повторяющееся изо дня в день и за неисполнение которого ребенок будет наказан. Получается, что, только исполняя директивы, ребенок чувствует себя «хорошим» и достойным любви родителей. Считается, что в процессе воспитания и развития детей, особенно до шести лет, все основные директивы малыши получают от своих родителей. Именно до этого возраста мышление развивающегося ребенка еще не обладает достаточной долей критичности к словам и поступкам старших, а посему «впитывает» все не фильтруя. Такое неявное, скрытое родительское «обучение» было впервые описано американскими психологами Робертом и Мери Гоулдингами. Именно они дали название вполне определенным посланиям - «родительские директивы».

Первая и самая жесткая директива – «Не живи!». Звучит страшно, не так ли? Какой родитель в твердом уме и здравой памяти пожелает такое своему ребенку? Напрямую – нет, но в виде скрытых указаний, директив – сколько угодно. Разве не говорим мы, при общении с ребенком, время от времени фразы типа: «Глаза бы мои на тебя не глядели!», «Горе ты мое!», «Мне не нужен такой плохой мальчик!» и т.д. и т.п. Более мягким и в то же время расширенным вариантом такой директивы являются «воспитательные» беседы с ребенком на тему: «Сколько тревог и лишений ты мне принес» (вспоминаются трудные роды, тяжелая беременность, волнения, когда ребенок болел, например ветрянкой или скарлатиной).

Еще одна тема, которой с удовольствием предаются мамы: «Я все силы отдавала тебе, поэтому не вышла замуж (не защитила диссертацию, упустила хорошую работу» и пр.). Скрытым смыслом такой директивы является внушение ребенку базисного, не проходящего чувства вины, через которое им легче манипулировать. Причем вина эта не связана с каким-то конкретным проступком, а с самим фактом его присутствия в жизни матери. Как-то внутренне защититься от подобной установки ребенок еще не может, и она прорастает в нем на долгие годы в виде внутренней подсознательной установки «Я – источник помех в жизни родителей, я – их вечный должник» и уж совсем крайний вариант – «Лучше бы меня не было». В подростковом возрасте эта подсознательная установка может перерости в программу саморазрушения, которая в самом распространенном варианте выливается в алкоголизм и наркоманию, увлечение экстремальными видами спорта. Ребенок учится заботиться о своей физической безопасности в той мере, в какой окружающие его близкие люди воспринимают его жизнь как источник радости для себя.

Еще одним вариантом послушного следования ребенка указанию «не живи» является нарочитое, провокационное хулиганское поведение. Ребенок как бы специально напрашивается на наказание, ведь оно снижает чувство вины. Ребенок бессознательно ищет ситуации, где он может быть наказан, ведь гораздо легче чувствовать себя виноватым за разбитое окно, чем испытывать постоянное чувство вины неизвестно за что. Укрепившаяся в психике развивающегося ребенка директива «не живи», как вы понимаете, дает о себе знать и во взрослом состоянии: через ощущение никчемности своего существования, стремление постоянно доказывать себе, что «я что-то значу», глубинном неверии, что «меня можно полюбить».

Вторая родительская директива – «Не будь ребенком!». Проявляет себя сия директива в высказываниях типа: «Что ты ведешь себя как маленький», «Пора стать взрослым!», «Ты уже не ребенок!» и пр. То есть, состояние «детскости» описывается как плохое, стыдное, а состояние «взрослости», как хорошее, достойное похвалы. Директива эта чаще достается в общении с ребенком, либо единственным в семье, либо старшим среди братьев или сестер. Став взрослыми, такие дети с трудом находят общий язык со своими и чужими детьми, им проще научить их, чем разделять их интересы, они не понимают о чем можно говорить в общении с ребенком, ведь собственное детство, дающее нам на всю жизнь заряд непосредственности, креативности у них было, по сути, под запретом. Став взрослым, такой ребенок очень хорошо умеет подавлять свои «детские» желания, а ведь именно они дают почву для творчества в любом возрасте, для спонтанности.

Третья директива – «Не думай!». В бытовом общении с ребенком эта установка дается фразами типа: «Что ты рассуждаешь, делай, что сказали!», «Не умничай!» и пр. Вариант подобной директивы – не думать о чем-то определенном. Например, любящая мать, желая отвлечь ребенка от неприятной, травмирующей его проблемы, говорит ему: «Не думай об этом, забудь», тем самым лишая его возможности рационально переработать вставшие перед ним проблемы. И развивающийся ребенок послушно учится думать о чем угодно, только не о насущной проблеме. Став взрослым, такой ребенок часто испытывает мучительное чувство потерянности в тех случаях, когда надо решить конкретную проблему в одиночку. Глубинное недоверие к результатам своего умственного труда, часто приводит к совершению необдуманных поступков.

Еще одна директива - «Не чувствуй!». Она, задающаяся в общении с ребенком, может выражаться в таких обычных на первый взгляд высказываниях, как «Как тебе не стыдно бояться эту собаку, она же не кусается» или «Стыдно злиться на учительницу, она старше тебя» и т.д. Таким образом, под запретом оказываются такие важные человеческие эмоции, как страх и гнев. Но они никогда никуда просто так не исчезают, их нельзя загнать внутрь, запретить, они все равно останутся в душе ребенка и дадут о себе знать, выльются на «не запрещенные» объекты. Например, гнев (часто справедливый) на учительницу ребенок может вылить на кого-то, кто младше или беззащитнее, а страх перед собаками благополучно трансформируется в любой другой страх, например, темноты. Между тем эмоция не запрещенная, а в полной мере пережитая дает возможность выбрать на будущее адекватную линию поведения, реакцию на подобные ситуации. Например, уже во взрослом состоянии, гнев на нелюбимого начальника не трансформируется в скандал с женой и детьми дома, а примет более рациональные формы.

Мы описали лишь основные директивы, на самом деле их насчитывают двенадцать, а некоторые специалисты даже более. Получается, что мы, взрослые, носящие груз комплексов, сформированных во многом директивами, полученными от наших родителей (а те – от своих), грузим ими своих малышей, так и не поняв, что же мы, собственно «вбиваем» им в голову. Возникает вопрос, а можно ли вырваться из этого круга, можно ли в принципе, развивать и воспитывать детей без всяких директив? Это возможно, но лишь теоретически, пока мы, взрослые, полностью не решим все свои внутренние проблемы, не осознаем их. А это практически не реально. Все мы, воспитывая своего ребенка, остаемся детьми своих родителей. Но зависимость от директив вовсе не так фатальна. С освобождением от установок, данных нам нашими родителями, как правило, связан кризис среднего возраста, о котором вы, вероятно, слышали.

Продолжение ...

Если первоклассник ведет себя странно

У некоторых детей-первоклассников бывают приливы слезливости или приступы необъяснимой яростиКогда проходит эйфория от начала школьной жизни, для родителей первоклассников наступает пора новых забот и волнений. Многие из них в это время замечают, что ребенок-первоклассник, прежде беспечный и довольный, становится неузнаваемым после возвращения из школы.

Один из спокойного тихого мальчика вдруг превращается в буйный вихрь: колесом проходит по квартире, сметая все на своем пути, и никак не может угомониться. Другой уединяется с игрушками в уголке и тревожит взволнованных родителей просьбами «Не подходи!», «Не мешай!». У некоторых детей-первоклассников бывают приливы слезливости или приступы необъяснимой ярости. И когда расстроенная мама пытается выяснить у сына или дочери причину таких изменений в поведении, она, как правило, слышит от ребенка-первоклассника жалобы на несправедливость со стороны учителя или на жадность (вредность, грубость) одноклассников. В такие моменты родителям первоклассников очень важно правильно отреагировать на подобное поведение ребенка – поддержать, успокоить его. Интуитивно каждая мама понимает, что малыш утомился: переход к новому режиму и учебной деятельности отнял у него много сил, он оказался в стрессовой ситуации. Действительно, находясь в школе на уроках или в группе продленного дня, первоклассник должен постоянно контролировать свои действия, общаться со множеством людей, овладевать знаниями, умениями и навыками. И совсем необязательно, что реальная ситуация в школе послужила истинной причиной для изменений в поведении ребенка-первоклассника. Однако если ребенок жалуется, нужно обратиться за информацией к учителю.

Оказавшись в состоянии стресса, человек (не только развивающийся ребенок, но и взрослый) часто реагирует на создавшуюся ситуацию «возвращением» в детство, где уютно и спокойно, чтобы, набравшись сил, вернуться в требовательный взрослый мир. Это своеобразная психологическая защита. Ребенок в это время нуждается в личном пространстве, в котором он может быть самим собой. Взрослые своей тревогой, расспросами, настойчивыми попытками выяснить обстоятельства или авторитарными запретами разрушают хрупкие границы этого мира. Где же выход? Ведь так хочется понять, что происходит с твоим чадом, помочь ему... Как проникнуть во внутренний мир развивающегося ребенка, не разрушая его, не перекраивая по своему взрослому образцу?

Нужно вспомнить, что в каждом взрослом продолжает жить ребенок с особым внутренним зрением, глубокой интуицией, способный понять другого, не прибегая к логическим доводам и выяснениям отношений. Разбудите этого ребенка внутри себя! Попытайтесь с его помощью найти подход к своему сыну или дочери. Для этого родителям первоклассника надо просто побыть какое-то время в пространстве, где играет ребенок, понаблюдать за тем, что он делает. При этом не давайте никаких оценок происходящему, исключите высказывания по типу «хорошо-плохо», «правильно-неправильно», не старайтесь поскорее включиться в игру в качестве ее полноправного участника и изменить сюжет игры по своему вкусу. Просто попытайтесь понять, что чувствует сейчас маленький творец, если непонятно – спросите, что с ним происходит, что делает тот или иной персонаж, кого или что сейчас изображает ваш разбушевавшийся малыш. Поддержите его, дайте понять, что вам интересно все, что с ним происходит здесь и сейчас, а не в школе.

Если ребенок плачет или хнычет (погружение в самое глубокое детское состояние) установите с ним физический контакт (возьмите на руки, обнимите, прижмите к себе). Рекомендуется практиковать это около часа ежедневно, даже если ребенок не плачет. При этом важно показать развивающемуся ребенку, что это – ваша собственная инициатива и потребность, а не реакция на его плач, иначе такое плаксивое поведение может повторяться изо дня в день. Мамины объятия помогают маленькому человеку оживить опыт, полученный им еще до рождения, когда ему было уютно и тепло, когда он чувствовал себя защищенным.

Если ребенок рисует, посидите рядом с ним, давая ему почувствовать вашу сопричастность к его переживаниям. Обязательно интересуйтесь теми предметами или героями, к которым ваш ребенок-первоклассник часто возвращается в своих рисунках. Постарайтесь прочувствовать, что означает для него тот или иной персонаж, какую эмоциональную нагрузку несет. Отразите свое понимание словами, мимикой или прикосновениями. Очень важно в таком общении с ребенком не давать малышу советов во время рисования или игры. Следуйте за его фантазией, она станет проводником во внутренней мир вашего родного человечка.

Если ребенок-первоклассник ведет себя агрессивно, важно переключить его агрессию, дать ей выплеснуться, направив в игровое русло. Иногда полезно просто повозиться с малышом, побегать с ним, дать ему поколотить боксерскую «грушу». Если он часто испытывает такую потребность. Помогут занятия спортом: они позволяют не только избавиться от напряжения, но и научиться быть собраннее.

Родителям первоклассника нужно помнить о том, что важно создать ребенку оптимальный режим дня, при котором у него останется достаточно времени для прогулок, игр и сна.

Следует полностью исключить
из просмотра фильмы, содержащие сцены жесткости и насилия, устрашающие фантастические образы. Такие фильмы оказывают крайне разрушительное действие на не сформировавшуюся психику ребенка. Дети 6-7 лет еще не всегда отделяют вымысел от реальности, поэтому зачастую после просмотра телепрограмм у детей возникают страхи.

Таким образом, первоклассник получает необходимую родительскую поддержку и сможет уверенно войти в большой мир. Через некоторое время родители первоклассника заметят, что он стал более спокойным и уравновешенным, легче включается в общение, ведет себя более рассудительно. А счастливая улыбка и огонек доверия в детских глазах станут достойным вознаграждением за ваше терпение.

Продолжение ...

Зеркало для школы: что не отражают рейтинги негосударственных школ

Важны вопросы j стоимости учебы и образования детей в частной школе Считается, что достаточно полную и точную картину качества образования детей частной школы отражают рейтинги школ Москвы. Составляются они специализированными изданиями и служат для родителей дошкольников ориентиром при выборе частной школы для учебы и образования ребенка.

Рейтинг школы, действительно, может служить ориентиром при выборе учебного заведения, но отнюдь не единственным и не самым главным. Сегодня можно уверенно сказать, что рейтинговых исследований, дающих объективную картину положения частной школы в пространстве  учебы и образования ребенка, качества образования детей, просто не существует. Неслучайно в профессиональном сообществе все активнее обсуждается необходимость изменения подхода к составлению рейтингов школ.

Что же необходимо учитывать детям и родителям при выборе школы на основе данных многочисленных рейтингов? В чем, на наш взгляд, основные недостатки формирования рейтингов лучших школ Москвы?

В отличие от Западной Европы и Америки, где в основе проведения и составления рейтинговых исследований лежит многолетний опыт серьезной аналитической работы, где используются различные методики образования детей, всесторонне учитывающие образовательную деятельность школы или Вуза, в России на сегодняшний день приходится говорить лишь о формировании культуры рейтинговых исследований.

Достоверность и объективность

Даже самые объективные рейтинговые опросы не свободны от неполного, формального подхода к оценке качества образования детей в школах. Место школы в рейтингах для детей и родителей определяется на основании таких критериев, как: состояние и площадь здания, техническая оснащенность кабинетов, режим работы, квалификация преподавателей и наличие инновационных программ, сотрудничество с Вузами, стоимость обучения, питание, транспорт и т.п. Многие дети и родители упускают из вида, что рейтинги не учитывают такие ключевые показатели, как стаж образовательной деятельности школы, наличии государственной лицензии и аккредитации.

Родителям дошкольников следует помнить, что при расчете главного, так называемого «общего коэффициента рейтинга школы», разные издания используют различные наборы критериев и методик расчета. Информацию рейтинговым изданиям предоставляют сами школы, их достоверность проверяется лишь выборочно, и по отдельным показателям. Часть данных попросту заимствуется из публикаций в СМИ, в том числе рекламных. Степень объективности таких рейтингов напрямую зависит от выбора критериев оценки, методик расчета, а по существу, от компетентности и объективности составителей.

Реклама

Есть и еще одна проблема, которую нужно учитывать родителям дошкольников при выборе школы для образования детей. Приходится признать, что составление и публикации рейтинга школы может являться частью рекламной компании, и служить элементом «раскрутки» школьного бренда. В этом случае электронные и печатные СМИ начинают, как по команде, пестреть заголовками о «высоком» рейтинге школы. Чем больше бюджет рекламной компании, тем выше такой рейтинг, и тем дороже стоимость учебы и образования детей в школе, ведь в данном случае родители де-факто оплачивают еще и PR расходы ее учредителей.

Программы и инновации

Наличие помимо государственных собственных инновационных и международных образовательных программ – это, безусловно, положительные показатели качества образования детей, но насколько такие программы нужны и эффективны, это вопрос профессионального исследования. Ясно одно: стоимость учебы и образования в такой частной школе будет дороже в разы. Иногда родителям выгоднее оплатить учебу и образование ребенка за границей, используя одновременно для обучения в России экстернат, как форму получения среднего (полного) образования детей.

Дополнительные услуги и стоимость

Кроме этого, при выборе школы, существуют вопросы, на которые родителям следует обращать внимание, на этапе сравнения стоимости образования детей и качества услуг, предоставляемых разными частными школами. А именно: входит ли в стоимость образовательных услуг доставка ребенка в школу и обратно, требуют ли дополнительной оплаты индивидуальные занятия и дополнительное образование детей: кружки, секции, экскурсии, бассейн, корт. Важны вопросы качественного медицинского и психологического сопровождения.

Питание

Если у ребенка есть проблемы со здоровьем, детям и родителям предпочтительнее выбрать частную школу с питанием, которое готовится из свежих продуктов непосредственно в школьной столовой, а не привозится в термосах из пунктов общепита.

ЕГЭ

И еще, в связи с вводом Единого Государственного Экзамена некоторые частные школы стараются избегать набора учащихся в 11 класс. Известны попытки расформирования старших классов под предлогом их малочисленности и нерентабельности. Это говорит о серьезных проблемах с качеством образования детей в данной школе.

В заключении следует подчеркнуть, что говоря о проблемах составления рейтингов негосударственных школ, детям и родителям не нужно забывать о том, что традиции профессионального, компетентностного подхода к проведению рейтинговых исследований на Западе формировались не годами, а десятилетиями, учитывали не только запросы рынка, но и менталитет, социальную зрелость нации. Рейтинг школы должен быть отражением государственной, общественной и профессиональной оценки ее образовательного статуса. Рейтинг не может оставаться только инструментом формирования рекламного имиджа школы, его задача – стать частью общественно-профессионального аудита с целью объективного информирования общества, формирования цивилизованного информационного, а значит и образовательного пространства страны.

Продолжение ...

«Образование плюс» – ШКОЛА ВОЗМОЖНОСТЕЙ!

Споры о возможности и необходимости реформирования, а также стратегии развития российского образования ведутся уже давно. В нашей статье мы продолжим рассказывать о возможностях негосударственной школы, которые позволяют нам говорить о модернизации образования и конкурентных преимуществах за счет возможности внесения оперативных изменений в образовательный процесс в зависимости от социальных ожиданий родителей и общества в целом.

Продолжение ...

Закон подражания

Воспитание ребёнка это, прежде всего, воспитание себя!

Продолжение ...

Травма рождения

Травма рождения (не стоит путать её с родовой травмой физического характера) носит характер психический и заключается в стечении неблагоприятных факторов, сопутствующих появлению малыша на свет, а в дальнейшем, оказывающих влияние на всю жизнь человека. Это психоаналитическое понятие, объясняющее невротическое поведение, впервые ввел З.Фрейд в 1900г. Интересно, что на травму рождения обращает внимание и Мария Монтессори. Она подчёркивает важность периода от рождения до 3х лет, особо выделяя момент рождения и первого года жизни.

Продолжение ...

Как привить любовь к чтению

Все преподаватели психологи и родители единогласны в том, что огромное значение в жизни ребенка имеет чтение книг. Привычка читать не появляется сама по себе, каждому ребенку с раннего детства следует прививать любовь к книгам. Постепенно добиваясь того, чтобы чтение стало для него привычным и любимым занятием.

Продолжение ...

Познавательная активность

«Все другое в школе становится реальным и достижимым лишь тогда, когда человеку хочется учиться, когда в учении – в том, что он ходит в школу, читает, пишет, познает, - он чувствует радость и обретает человеческую гордость».

Продолжение ...

Основные принципы и методы работы начальной Монтессори-школы, класса для детей от 6 до 12 лет.

Традиционно целью обучения в школе считается передача готовых знаний, накопленных человечеством, причем качество обучения измеряется объёмом этих знаний и способностью ученика к их ретрансляции. В Монтессори-школе все построено иначе, учитель старается не дать как можно больше готовых знаний, а «посеять зёрна интереса», поддержать природное стремление исследовать мир вокруг. Чем больше вопросов задает ребёнок, тем больше радуется учитель и не спешит дать на них ответ… Гораздо полезнее ученику самому подумать над решением, а потом обратиться к энциклопедиям, справочникам и, быть может, к другим людям, специалистам в данной области.

Продолжение ...