Как мы будем понимать друг друга

Книга: Беременность. Консультации акушера-гинеколога и психолога
Авторы: Г. Г. Филиппова, Е. И. Захарова, Е. Ю. Печникова

Итак, потребность в общении с другим человеком, сформировавшись полностью к 2 месяцам, превращается в одну из базовых человеческих потребностей. Однако, стремясь к людям, малыш пока еще не имеет средств, которые могли бы обеспечить взаимодействие. Первый год жизни — это период освоения неречевых средств взаимодействия (использовать речь для общения с взрослым ребенок начинает только на втором году жизни). Поэтому, разговаривая с ребенком, родители должны как можно полнее использовать весь арсенал мимики и жестов, интонацию голоса, прикосновения. Это поможет им лучше передать ему свои чувства и намерения. Кроме того, ребенок этого возраста имеет сильно выраженную способность к подражанию. Ощущая разнообразные воздействия со стороны взрослого, он может перенимать нашу мимику, жесты, интонации, осваивая средства общения и становясь все более и более понятным для нас.

Первым каналом взаимодействия матери и ребенка является прикосновение. Именно с его помощью проще всего выразить свои чувства к малышу. Телесный контакт с матерью дает ему возможность ощутить любовь и заботу с ее стороны. Лишая ребенка телесного контакта, мы лишаем его чувства безопасности, не даем ему уверенности в нашей любви. Причем это относится также и к мальчикам, которых родители боятся заласкать и тем самым навредить формированию мужских черт характера. В действительности для маленького мальчика физический контакт так же необходим, как и для девочки, и лишь с возрастом должен принимать иные формы, соответствующие данному возрастному этапу. Известный семейный терапевт В. Сатир рекомендовала обнимать ребенка несколько раз в день, говоря, что четыре объятия необходимы каждому просто для выживания, а для хорошего самочувствия нужны не менее восьми объятий в день.

Второй канал общения — открытый, доброжелательный взгляд взрослого. Внимательный, заинтересованный взгляд, направленный на ребенка, свидетельствует о значимости его для взрослого. Взглядом мы подтверждаем свое присутствие и участие, выражаем любовь или ненависть. Если общение происходит на фоне выполнения матерью других дел, если главное для нее в этот момент наведение порядка, приготовление пищи, рукоделие или просмотр телепередачи, по отведенному или отсутствующему взгляду, игнорированию инициативы ребенок быстро почувствует, что он сейчас не нужен, отвлекает мать. Близкое, доверительное общение в такой ситуации становится невозможным. Для подтверждения уникальности и ценности существования ребенка важно, чтобы в общении было как можно больше моментов, когда внимание матери полностью предоставлено ему. Привлекая взгляд родителя, ребенок ощущает, что он располагает родителем целиком, безраздельно. Так рождается таинство близких отношений.

Кроме взгляда и прикосновения в общении взрослого даже с самым маленьким ребенком присутствует речь. И несмотря на то что ребенок не понимает обращенной к нему речи, он очень хорошо различает невербальные (неречевые) проявления. Для малыша очень важна интонация, тон голоса, которым мы разговариваем с ребенком.

Он может расплакаться от резкого окрика или успокоиться от ласкового, спокойного уговора. Причем слова могут быть совершенно разные. Если мама говорит добрые слова раздраженным, повышенным тоном, это воспринимается как ругань. Поэтому очень важно следить за интонацией своего голоса, иначе малыш совершенно неправильно поймет вас.

Будучи включенным во взаимодействие с взрослым, малыш очень быстро начинает перенимать, осваивать средства общения. Родителям важно вовремя подмечать инициативные действия ребенка и своевременно реагировать на них. Поддерживая всевозможные средства воздействия ребенка на родителя, мы способствуем установлению контакта, становлению ребенка как равноправного партнера во взаимодействии. Необходимо отвечать улыбкой на улыбку малыша, быстро реагировать на крик ребенка. Изначально крик может возникать сам по себе как реакция на какой-нибудь негативный раздражитель, но по мере того, как родитель реагирует на детский крик, этот крик начинает служить средством воздействия ребенка на родителя. Уже к концу 2-го месяца жизни ребенок начинает копировать интонационные особенности речи взрослого и вместо простого крика появляется плач, по которому мы легко узнаем о нуждах младенца. Внимательная мама с легкостью различит крик боли, или плач соскучившегося малыша, плач как сигнал голода, или всхлипывания обиды от потери любимой погремушки.

Более сложные мимические реакции ребенка тоже появляются в результате подражания взрослому, поэтому, если мы хотим видеть богатство его эмоциональных проявлений, необходимо открыто демонстрировать собственные эмоции. Открытость эмоциональных проявлений — надежный путь к взаимопониманию.
Итак, можно подвести итог. Что же необходимо для включения ребенка в мир человеческого общения?

  • Эмоционально насыщенное, включенное общение, обеспечение телесного, эмоционального контакта с ребенком.
  • Достаточный объем этого взаимодействия.
  • Постоянное, стабильное взаимодействие с одним и тем же взрослым.
  • Своевременное реагирование на инициативу малыша.
  • Вооружение его средствами человеческого общения.