Раннее развитие речи у детей

Что благоволит развитию нашей личности, определяя нас как социально значимую единицу? Одно лишь только мыслетворчество? Умение приспосабливаться к условиям окружающей среды? Определенное владение некоторыми качествами и навыками и их грамотное использованием во имя достижения определенных целей? Возможно… Однако, полагаю, не найдется желающих оспорить тот факт, что всё это достижимо лишь в результате грамотно развитого речевого аппарата. 

развитие речи у детейОпределенным фактором, способствующим развитию умения вербально передавать информацию, является психологическое воспитание ребёнка. В большинстве случаев родители не уделяют должного внимания некоторой задержке в развитии у ребенка умения говорить, ссылаясь на то, что сами они говорить стали, как им кажется, достаточно поздно, мол, ничего страшного в этом нет. Ошибочное мнение. Вполне вероятно, что за этим безразличием можно упустить момент, когда ребенок наиболее вероятно готов сказать вам первые слова в его начинающейся жизни. 

Так как же, собственно, определить, есть ли задержка в речевом развитии? Признаки достаточно просты: если у ребенка, примерно годовалого возраста, развит хороший слух, если в дальнейшем он способен жестами указать на нужный ему предмет, если он осознает визуальный ряд, который используете вы в обращении к нему, то в таком случае задержка развития либо иные отклонения отсутствуют. 

Для наиболее точного определения этой вероятности, нам, прежде всего, следовало бы разобрать некоторые этапы в речевом развитии ребенка. 

В первый месяц жизни, проводя большую часть времени во сне, ребенок, тем не менее, начинает улыбаться, развивает мимические элементы, притом делает он это неосознанно, они совершенно ничем не спровоцированы извне.

В следующие месяцы, ребенок уже начинает улавливать тонкое значение в интонации, он реагирует на непосредственный вербальный контакт с ним (перестает плакать, поворачивает голову к тому, кто называет его по имени, улыбается и смеется в ответ на шутки и забавную мимику). Он впервые пробует отвечать вам встречным общением, однако пока это больше похоже на «бу-бу, га-гу, ки-ка». И, тем не менее, это очень значимые предпосылки, позволяющие обоснованно предположить начальный этап развития речевого аппарата у ребенка, главное – не отступать от достигнутого, совершенствую эти навыки изо дня в день. Замечали ли вы, когда вашего ребенка на руки берет тот, кого он не видит каждый день, каким беспокойным или наоборот, застывшим, становится ваше чадо? Как вы думаете, от чего? От того, что он ВИДИТ не знакомого ему человека? Это заблуждение. Он СЛЫШИТ не знакомую ему РЕЧЬ (тембр голоса, интонация, фоновый спектр). Это говорит о том, что посредством развития речи, ребенок учится различать «своих-чужих», что немало важно для дальнейшего образования.

Дальнейшее развитие речевого аппарата у детей позволяет выстраивать им более осознанные голосовые ряды, что способствует к привлечению вашего внимания (более длительные звуки позволяют ему привлечь вас для игры или общения; некоторое лепетание во время плача, даже когда ребенок сыт и чист, говорит о том, что он просто по вам соскучился). Примерно к десятому месяцу ребенок начинает общаться, уже привлекая жестикуляцию для дополнения собственного образного мышления (машет руками, указывает на предмет пальцем, смотрит исключительно на того, в чьем внимании он в этот момент нуждается). По достижению ребенком годовалого возраста в профилактическом порядке рекомендуется обратиться к неврологу, для комплексного осмотра и анализа развития ребенка.

В период времени с одного года до полутора лет ваш ребёнок увеличивает словарный запас, переходя от простейших (дядя, мама, папа, подходящие только для конкретной ситуации) до более сложных. Теперь вам нет необходимости указывать на объект, который вы озвучили для лучшего усвоения информации. Теперь он сам может без труда указать на знакомый ему предмет, самостоятельно выбрав его из множества предложенных вами рисунков либо картинок.

Ко второму году жизни ребенок уже самостоятельно жестом указывает на отдельные части тела. Он способен разобрать личную форму за местоимениями, способен правильно следовать указанному направления и правильно осуществлять заданные ему требования. Достаточно распространены случаи, когда родители сталкиваются с проблемой медицинского лечения.

Например: ребенок заменяет некоторые звуки (например «р»), делая это осознанно, так как на данном этапе они для него являются сложными в употреблении. Есть ли необходимость в лечении или у ребёнка индивидуальная особенность задержки развития речи? Прежде чем немедленно отправляться с визитом к логопеду, важно наиболее полно оценить состояние ребёнка: нередки случаи, когда у ребенка недостаточно развит слух, и сложные для произношения звуки он просто не улавливает.

раннее развитие детейВ целом, во избежание задержек с развитием, рекомендуется дополнительно развивать в ребенке желание говорить, потворствовать его общению и играм с детьми, чьи навыки разговорной речи преобладают над жестикуляцией, развивать мелкую моторику рук, а также проводить консультации с психиатром и логопедом, хотя бы в консультативном порядке.

В процессе дальнейшего образования и развития навыков разговорной речи, ваш ребенок начнет осознавать сюжет прочитанных ему коротких сказок, опираясь на их иллюстрации, способен будет отвечать и задавать вопросы, интересоваться некоторыми словесными обозначениями. Всё это в скором будущем расположит ребенка на контакт с окружающими, а не только знакомыми людьми, что отразится на его результатах от посещения дошкольного образовательного учреждения и, непосредственно, школы.