Народные традиции и здоровье ребенка: Водные процедуры

Избранные главы педиатрии (раннее детство)
МОНИКИ им. М.Ф.Владимирского
Авторы: Агафонов Б.В., Борисова О.И., Масликова Г.В.

Водное закаливание оказывает более сильное воздействие на организм. Различают три фазы реакции организма на воздействие пониженной температуры воды:

Первая фаза - наступает в результате спазма сосудов кожи, а при более глубоком охлаждении - подкожной клетчатки. Ребенок при этом бледнеет, кожа становится прохладной (фаза первого озноба).

Вторая фаза - в связи с адаптацией к низкой температуре воды происходит расширение сосудов кожи, она становится красной, появляется ощущение тепла, снижается артериальное давление, активируются тучные клетки и лейкоциты сосудистых депо кожи и подкожной клетчатки с высвобождением биологически активных веществ, в том числе с интерфероноподобными свойствами. Эта фаза характеризуется улучшением самочувствия и увеличением активности (фаза полнокровия).

Третья фаза, неблагоприятная - наступает в том случае, когда адаптационные возможности организма исчерпаны. Парализуется капиллярный кровоток, возникает застой крови, кожа становится синюшной, начинается озноб (фаза второго озноба).

Согласно последним рекомендациям традиционные водные процедуры обычно включают:

  • водные ванны
  • местное и общее влажное обтирание
  • местное (ноги) и общее обливание.

Традиционные водные процедуры

Общие ванны: ребенка от рождения до 2-3 месяцев купают ежедневно в воде, температура которой 36-37 С° в течение 5 минут, затем обливают водой на 2 С° ниже.

Подмывание, умывание: процедура длится 1-2 мин, в начале ее проводят теплой водой (28 С°), через каждые 1-2 дня температуру снижают на 1-2 С° и доводят до 18-20 С0.

Местное влажное обтирание: рукавичкой, смоченной в воде, температура которой 33-36 С°, обтирают руки от кисти до плеча, затем ноги от ступни до колена в течение 1-2 минут. Один раз в пять дней температуру воды снижают на 1 С° и доводят до 28 С0.

Каждую часть тела вытирают насухо до легкого покраснения сразу после ее влажного обтирания.

Ребенку в возрасте от 2-3 до 9-10 месяцев уже проводят общее влажное обтирание: сначала обтирают верхние конечности, затем нижние и, наконец, грудь и спину. Температура воды такая же, как при местных обтираниях. В воду можно добавить 2 чайные ложки соли на 1 стакан воды. Необходимо соблюдать то же правило - каждую часть тела вытирают насухо сразу после ее влажного обтирания.

Общие водные процедуры желательно делать с учетом их тонизирующего действия утром через 1-2 часа после еды.

В возрасте от 9-10 месяцев до года проводится общее обливание: при этой процедуре ребенок может сидеть или стоять. Гибкий шланг душа нужно держать близко от тела ребенка (25-30 см). Струя воды должна быть сильной. Сначала обливают спину, затем грудь, живот, в последнюю очередь руки. После обливания ребенка вытирают насухо до легкого покраснения. Вначале температура воды 35-37 С0, затем каждые 5 дней снижают на 1 С0 и доводят до 28 С0 (у здоровых детей температуру воды можно снижать каждые 2-3 дня).

Ребенку в возрасте от года до 3 лет рекомендуется использовать общие обтирания со снижением температуры воды до 24 С0 и общие обливания - до 24-28 С0. С 1,5 лет можно применять душ, эффект которого сильнее, чем при обливании, так как кроме теплового воздействия, ребенок испытывает и механическое. Длительность процедуры до 1,5 минут. Температура воды и способ ее снижения - как при общем обливании.

На втором году к обливанию после ванны можно добавить ежедневное мытье ног прохладной водой, Процедуры начинают с температуры воды 27-28 С0, снижая ее каждые 1-2 дня на 2-3 С0 до конечной температуры 15 С0. Наиболее эффективны методы закаливания с применением контрастных температурных воздействий, в результате которых тренируются и совершенствуются механизмы физической терморегуляции, холодовые рецепторы осуществляют сосудосуживающее, тепловые - сосудорасширяющее действие в коже и слизистых, одновременно изменяется кровоток внутренних органов, частота дыхания и сердечных сокращений, повышение артериального давления и повышение обмена веществ, реактивности, сопротивляемости организма.

Контрастное закаливание считается как переходной ступенью между традиционным и интенсивным закаливанием. Это контрастные ножные ванны, контрастное обтирание, контрастный душ, сауна, русская баня и др.

Контрастное обтирание для усиления воздействия можно проводить с настоем трав (более интенсивному охлаждению способствует настой мяты).

Комфортный душ (приятный для ребенка температуры) применяется ежедневно, играя помимо гигиенической еще и закаливающую роль. Затем переходят на контрастный душ, когда один или несколько раз меняется температура воды от терпимо горячей или комфортной до прохладной. Последнее обливание можно провести из таза (например снижение температуры - от 40 С° в течение 30-40 сек до 20-18 С° 14-15 сек).

Посещение бани - возможность еще более контрастного воздействия. В сауне для детей раннего возраста температура должна быть около 90 С°, длительность пребывания доводят до 10 минут (на 1 ступени) с последующим охлаждением в виде обливания, холодного душа, купания в бассейне, а зимой с обтиранием снегом, купанием в проруби. При отсутствии противопоказаний ребенок может посещать сауну с 3-4 лет один раз в неделю.

Широко используется закаливающий эффект в русской бане (температура воздуха 55-70 С°, влажность 60-80%) при этом очень важно строгое соблюдение контрастного цикла: нагревание-охлаждение-отдых. Формула данного цикла - 1:1:2, то есть париться, принимать прохладный душ нужно
примерно одинаковое время, а отдыхать - в 2 раза дольше.

Для детей раннего возраста, только начинающих привыкать к русской бане, достаточно одного цикла. В парной вначале нужно находиться не более 3-5 минут, через несколько посещений можно увеличить это время до 5-10 минут. В начале закаливания охлаждение лучше проводить путем обливания, затем холодным душем, в дальнейшем можно купаться в холодной воде, в том числе и в проруби, обтираться снегом. Постепенно количество пребываний в парной можно увеличить до 4-5 раз за одно посещение.

В русской бане часто на раскаленные камни выливают не простую воду, а «банные коктейли» в виде ароматического настоя трав. Например, для антисептического эффекта используют в равных пропорциях мяту, шалфей, тимьян, лист эвкалипта; с успокаивающей целью - тимьян, мяту, душицу, березовые почки, зеленую хвою ели. Тонизирующее действие оказывает следующий сбор: березовые почки (1 часть), цветочные корзинки пижмы обыкновенной (2 части), листья зубровки (1 часть); улучшают дыхание листья и кора березы, дуба, липы, трава душицы, тимьяна.

Широко используют в русской бане веники, причем каждый веник имеет свой специфический эффект. Например, березовый веник оказывает болеутоляющее, успокаивающее и бронхолитическое действие, дубовый - успокаивающее, противовоспалительное, липовый - бронхолитическое, мочегонное, помогает при головной боли, простудных заболеваниях; пихтовый веник используют при радикулитах, невралгии; ольховый - при миалгии, рябиновый веник оказывает возбуждающее действие и.т.д.

Нетрадиционные методы закаливания: моржевание, хождение босиком по снегу - небезопасные виды закаливания. Если родители их проводят, это надо делать постепенно и не удлинять экспозицию свыше 40-60 секунд. Это же можно сказать и об обливании холодной водой. Для дошкольников можно довести постепенно температуру воды до 8-10 С0, хотя закаливающий эффект будет достаточным при 12-14 С°.

Холодные обливания совершенно недопустимы с лечебной целью. Закаливающие процедуры необходимо сочетать с проведением гимнастики и массажа грудной клетки. Эти проце-дуры повышают функциональную эффективность дыхательной системы. Массаж проводится 2-4 раза в год, курс составляет 14 дней.

Закаливание после респираторного заболевания с легким течением можно возобновить (или начать) через 7-10 дней, при заболевании с длительной температурой более 4 дней - через 2 недели, а после 10 дней лихорадки - через 3-4 недели. Таким детям контрастные закаливающие процедуры проводят в условиях щадящего режима, с двигательными нагрузками в половинном объеме.

Закаливание снижает частоту острых респираторных заболеваний, повышает сопротивляемость ребенка к внешним простудным факторам, улучшает психо-эмоциональный фон поведения и способствует росту и развитию здорового ребенка.

На примере этого, одного из главных методов оздоровления ребенка раннего возраста, прослеживаются народные традиции, и многолетний опыт традиционной медицины, присущих народам различных конфессий, проживающих на территории России.

В заключение приводим главу советов врача-педиатра священника, по существу тесно примыкающую к русской традиции. Эта тема с осторожностью воспринимается врачами из-за неосведомленности, неграмотности в вопросах христианского уклада русской семьи: начиная с крещения, благословения, понятия таинств церкви (причастие, венчание и др.).

Интересно, что в последнее время научное обоснование получают такие проблемы как действие святой воды на организм человека, обсуждаются вопросы соборования, идет массовое увлечение купанием в святой купели.

Эти вопросы (или проблемы), вероятно, будут также решаемы в свете оздоровления человека, «загруженного» экологическими катастрофами и многими другими бедами современной цивилизации, и в результате далеко отошедшего от традиций здорового образа жизни.

Считаем, что фрагменты книги Алексея Грачева «Когда болеют дети. Советы врача-священника», представленные нами по разрешению издательства «Даниловский благовестник», будут полезны не только для родителей, но и для просвещения лечащих врачей-педиатров.