Зачем ребенку родители? Удовлетворение потребностей

Книга: Беременность. Консультации акушера-гинеколога и психолога
Авторы: Г. Г. Филиппова, Е. И. Захарова, Е. Ю. Печникова

Какова же роль родителя? Что он должен обеспечить, кем стать для ребенка?

Природа создала человеческого ребенка крайне беспомощным. Трудно найти в животном мире кого-то, кто мог бы сравниться с ним в этом. Новорожденные котята, щенята, жеребята оказываются в состоянии передвигаться (пусть еще на очень слабых ножках), могут по запаху найти мать и захватить материнский сосок. Новорожденный ребенок не в состоянии поднять голову, перевернуться, у него нет готового способа передвижения и даже сосать материнскую грудь ему надо еще учиться (малыш начинает сосать только тогда, когда сосок попадает ему в рот).

Поэтому младенец, родившись, находится в полной зависимости от взрослого. Он ничего не может делать сам! Не может передвигаться, поддерживать чистоту тела, согреться, насытиться — не может удовлетворить ни одну из своих телесных потребностей. Все это делает взрослого человека ответственным за жизнь ребенка. Первое, кем мы становимся для ребенка, — тем, кто удовлетворит его потребности.

Наверное, нет взрослого человека, который не понимал бы этого. Родители могут лишь недоучесть весь круг потребностей ребенка — они гораздо шире, чем мы иногда себе представляем. К примеру, у новорожденного достаточно остро выражена потребность во впечатлениях.

Для нормального развития необходимо, чтобы он получал зрительные, слуховые, тактильные впечатления. Ребенок должен слышать звуки вокруг себя, в поле его зрения должны появляться разнообразные предметы — все это совершенно необходимо для нормального развития у него зрения и слуха, и в этом он также абсолютно зависим от взрослого.

Тельце ребенка жаждет прикосновений, а внутренние органы, несмотря на то, что сам ребенок практически не в состоянии поменять положение тела, стремятся ощутить движение.

Не случайно лучшее средство успокоить ребенка — это взять его на руки, покачать, погладить, помять, потереть его ручки, ножки. Если малыш не получает достаточного количества прикосновений, движений, он непроизвольно начинает искать эти ощущения, В домах ребенка, где дети растут в постоянном дефиците тактильных ощущений, можно увидеть, как они пытаются восполнить его в актах бесцельного, монотонного раскачивания или аутоэротической активности (сосание пальца, онанизм).

Потребность во впечатлениях не ослабевает с возрастом. Ребенок постоянно ищет встречи с новым и постоянно нуждается в помощи взрослых. Только взрослый может отвести ребенка на прогулку в парк, музей, показать достопримечательности города, познакомить с интересными уголками природы.

Только взрослый прочитает увлекательную книжку, расскажет сказку. От того, насколько полно удовлетворяется потребность в новых впечатлениях, будет зависеть развитие познавательных способностей ребенка.

Как и у всего живущего на Земле, у младенца есть потребность в безопасности. Удовлетворение и этой потребности полностью зависит от взрослого. Спокойнее всего он чувствует себя на руках у матери. Еще до рождения он привык ориентироваться на звук материнского сердца. Близость материнского тела, такого знакомого и понятного, надолго остается для него гарантом безопасности.

Малыш постепенно входит в мир, который расширяется для него сначала до пределов комнаты, потом — квартиры. Чуть позже начнется освоение двора, ближайшего парка. Кроме того, окружающий мир полон людей — знакомых и незнакомых. Что таит в себе этот мир — угрозу или удовольствие? В решении этого вопроса ребенку помогает родитель.

Он оберегает ребенка — убирает опасные предметы, останавливает действия малыша, если возникает угроза его безопасности. Ведь ребенок еще не знает, как колется игла, как жжется огонь, кипяток, утюг, насколько опасен нож, бритва, битое стекло, как могут быть вредны средства бытовой химии или фармакологические препараты. Только взрослому известно, какая угроза исходит от недоброго человека. Предостеречь малыша — обязанность родителей. Важно, чтобы предостережение было действенным. Надо избегать запугивания, пытаясь представить все возможные негативные последствия, потому что можно достичь прямо противоположного эффекта.

У ребенка сложится представление об окружающем мире как страшном, угрожающем. Оберегая ребенка, обеспечивая его безопасность, родитель создает у него позитивное отношение к миру, вселяет спокойствие и оптимизм. Только в этом случае у ребенка возникает возможность гармоничного развития. Растущий в ощущении безопасности ребенок не будет избегать новых ситуаций, новых людей, знакомств, вырастет пытливым и общительным.

Человек — существо социальное. Он живет среди людей, и его благополучие зависит от того, какие отношения сложились у него с окружающими. Очень рано у ребенка появляется чисто человеческая потребность — потребность в общении. Уже двухмесячный младенец озаряется счастливой улыбкой, когда к нему подходит другой человек. Всеми силами он стремится удержать взрослого около себя. Это и есть проявление потребности в общении, которая, развиваясь с рождения, становится одной из самых важных в жизни человека. Ради общения ребенок готов отказаться от пищи, игрушек. Не случайно слова матери «я с тобой разговаривать не буду» становятся одной из самых страшных угроз и нередко расцениваются взрослыми как самое действенное средство воспитания. Не забывайте, что отказ в любви (именно так понимает малыш эту фразу) для маленького человека становится тяжелой психической травмой.

Родители — первые люди, окружающие ребенка. Именно им предстоит насыщать жажду общения в первые годы его жизни. В общении со взрослым ребенку необходимо сначала получить подтверждение родительской любви, открыть содержание человеческих чувств и переживаний, узнать средства выражения своих намерений. Позже общение со взрослым поможет ребенку в познании мира — ведь малышу необходима помощь в его нехитрых делах: открыть коробку, завести машинку, залезть на горку. Когда же ребенок научится говорить сам, он задаст нам тысячу вопросов «Почему?» и будет бесконечно слушать рассказы близких о том, как устроен мир, как живут в нем люди. Потребность в общении у малыша практически ненасыщаема.

Если же возможности ее удовлетворения ограничены (родитель может быть занят, плохо себя чувствовать, предпочитать другие занятия общению с ребенком), он не только будет ощущать себя ненужным, брошенным, но и не сможет освоиться в окружающем мире. Недостаток общения с родителями влечет за собой неумение общаться с другими людьми, непонимание их намерений и неумение выразить собственные переживания.

Общение с людьми в жизни взрослого человека бывает разным. Один тип — это деловое общение. Оно обеспечивает согласование действий, обмен информацией. Здесь взаимное отношение участников сказывается минимально — ведь в интересах дела можно пренебречь симпатиями и антипатиями.

Но есть и другой тип общения, в котором система личных отношений выступает на первый план. Такие отношения называются близкими и предполагают родство чувств, переживаний. Радость близкого человека делает нас счастливыми, его грусть и печаль — серьезный повод и для нашего расстройства.

Иными словами, близкими отношениями называют те, в которых есть место сочувствию и сопереживанию. Первый опыт таких отношений ребенок получает в семье. Именно здесь удовлетворяется его потребность в сопереживании — кто, как не родитель, лучше других поймет чувства малыша, у кого, как не у родителя, они могут вызвать эмоциональный отклик? Сочувствие помогает человеку справиться со своими переживаниями — горе становится чуточку меньше, если его разделил близкий нам человек, в его присутствии легче успокоиться, справиться с тревогами. Но и радостью чаще всего нам хочется поделиться именно с близкими — это позволяет переживать счастливые моменты снова и снова.

Наверное, нечасто встречаются родители, не способные сочувствовать своему ребенку. Гораздо чаще родитель сознательно ограничивает себя, попадая под влияние представлений о важности задач воспитания. Стремясь вырастить ребенка самостоятельным, волевым, мужественным, сдержанным, он намеренно обесценивает детские переживания: «больно — терпи», «страшно — не показывай виду», «устал — твои проблемы». У малыша может сложиться впечатление, что он одинок в своих переживаниях, никому нет дела до его души, внутренний мир существует только для него самого. Неудовлетворенная потребность в общении с близким человеком вынуждает ребенка замкнуться в себе, делает его нечувствительным к переживаниям другого человека. Он рискует навсегда лишиться способности любить, так как не будет в состоянии поделиться тем, чего сам не имеет. Будучи лишенным опыта близких, теплых отношений, повзрослев, человек не сможет передать этот опыт своим детям.

Если же в детстве человек получает достаточно любви, участия, он приобретает способность разделять чувства другого и реализует эту способность в отношениях со своими друзьями, любимыми, собственными детьми. Таким образом, обеспечивая малышу возможность получить сочувствие, уважая и разделяя его переживания и обсуждая их с ним, мы закладываем условия будущего благополучия не только для нашего ребенка, но и для поколения своих внуков и правнуков. И еще одна важная человеческая потребность удовлетворяется главным образом в семье.

Поскольку жизнь человека проходит в постоянном взаимодействии с другими людьми, для пего оказывается важным то, как они его оценивают. Для каждого из нас важно чувствовать свою значимость, ощущать, что окружающие ценят наши возможности, уважают наши убеждения и принципы. Потребность в признании — важнейшая социальная потребность — требует своего удовлетворения с самого раннего детства.

Ребенку очень важно ощущать, что его ценят, им дорожат. Долгое время удовлетворение этой потребности будет зависеть только от самых близких людей — родителей. Ведь он еще ничего не достиг, не завоевал уважения друзей. И только для родителей он ценен сам по себе, независимо от своих достижений и достоинств. Они дорожат им потому, что он их сын или дочь.

Для малыша ощущение того, что им дорожат, его ценят, оказывается очень важным. Маленький ребенок не имеет понятия о том, что он собой представляет, у него не сложилась система самооценки, поэтому оценка взрослого является для него единственным источником знания о себе. Не получающий подтверждения своей значимости ребенок не может относиться к себе позитивно. У такого ребенка достаточно быстро начинает складываться представление о себе как неумелом, никчемном, ни на что не способном человеке.

Такое мнение о себе может оказаться очень устойчивым. Ребенка бывает трудно переубедить. Психологические тесты выявляют у такого ребенка (а впоследствии - взрослого) заниженную самооценку. В жизни он будет ориентироваться на избегание не удач, а не на достижение успехов. Поэтому чрезвычайно важно, чтобы родитель как можно чаще давал ребенку ощутить, что он для него «самый, самый, самый...».

Если у малыша с детства закладывается вера в себя, свои возможности, он будет более общительным, уверенным в решении жизненных проблем, что создает, в свою очередь, предпосылки для формирования отношения к нему окружающих. Поэтому очень важно дать ребенку ощущение собственной значимости, возможность почувствовать признание со стороны близких ему людей. Необходимо понимать, что данная потребность достаточно долго находит свое удовлетворение только в общении с близкими любящими людьми. Вне семейных отношений ребенок должен будет завоевывать признание, и на родителях лежит ответственность за то, чтобы в этот период растущий человек не потерял веру в себя.

Итак, мы видим, что родитель несет ответственность не только в отношении удовлетворения телесных потребностей малыша — потребности в пище, тепле, безопасности. Для нормального развития ребенка, формирования здорового, активного человека столь же значимым является удовлетворение таких социальных потребностей, как потребность в общении, любви, признании.

Планируя рождение ребенка, будущие родители должны оценить не только свои материальные, но и душевные возможности. Смогут ли они достаточно общаться с ребенком? Будет ли у них возможность быть рядом с ним, обеспечивая его безопасность? Хватит ли душевного тепла, чтобы разделить радости и горести малыша? Готовы ли они обеспечить ребенку возможность ощутить уверенность в своей значимости, приобрести веру в собственные силы? На все эти вопросы должны быть найдены абсолютно определенные и твердые ответы.


..Следующая страница->