Взаимодействие с ребенком до родов

Книга: Беременность. Консультации акушера-гинеколога и психолога
Авторы: Г. Г. Филиппова, Е. И. Захарова, Е. Ю. Печникова

Что может мама узнать о малыше в это время? Ей помогает ее состояние. Надо только научиться им пользоваться. Ведь не только мама предоставляет информацию о себе ребенку, но и сам он посылает маме много информации о себе, только она сложно зашифрована.

Сам он слышит стук ее сердца, шум крови в сосудах, чувствует вкус, стиль движений ее тела и многое другое. Давно установлено, что состояние матери быстро передается ребенку. Это обусловлено связью кровеносной системы матери и ребенка. Вместе с кровью матери в организм ребенка попадают не только питательные вещества, кислород, но и другие биологически активные вещества, вырабатываемые организмом матери. Эмоциональное состояние человека всегда сопровождается поступлением в кровь различных гормонов, биологически активных веществ — передатчиков наших эмоций. Например, существуют передатчики страха, тоски или восторга. Попадание их в кровь человека вызывает у него изменения функционирования организма — учащение дыхания, сердцебиение, слабость и т. д. Ребенок, связанный с матерью кровеносной системой (через плаценту), также испытывает на себе воздействие ее эмоционального состояния достаточно быстро. Волнение и испуг матери тут же отражается на ребенке — мы можем зафиксировать учащение его сердцебиения.
Ведь не только мама предоставляет информацию о себе ребенку, но и сам он посылает маме много информации о себе, только она сложно зашифрована.

Тревога матери вызывает подавленное состояние у ребенка, что выражается в общем снижении его двигательной активности. Важно помнить, что длительные негативные переживания, превращаясь в постоянный фон беременности, наносят ребенку вред. Продолжающееся воздействие на ребенка передатчиков гнева, страха может отразиться на отношении ребенка к миру и после его рождения. Такие дети могут находиться в угнетенном, подавленном настроении даже при отсутствии видимых причин. Существуют данные, свидетельствующие о том, что дети матерей, испытывающих стресс во время беременности, часто бывают беспокойны в младенчестве, а впоследствии с трудом регулируют свое эмоциональное состояние, легко теряют контроль над собой, часто капризны и плаксивы. Эмоциональная неустойчивость ребенка — не единственное возможное последствие перенесенного матерью во время беременности стресса. Еще одним возможным последствием является повышенная тревожность ребенка, склонность его к страхам.

В то время как негативные переживания матери могут нанести вред здоровью ребенка, положительные — благотворны для него. Состояние радости, умиротворения, а также возвышенного восхищения, восторга, передаваясь ребенку, делают его спокойным, активным в познании, эмоционально устойчивым. Не случайно, наверное, существовало поверие о том, что беременная женщина должна чаще смотреть на красивых людей, чтобы сделать красивым своего ребенка. Созерцание красоты природы, художественных произведений всегда связано с положительными эстетическими переживаниями, которые служат, в свою очередь, повышению настроения. Все, что вызывает положительные переживания беременной женщины, благотворно влияет на ребенка.

У мамы гораздо меньше ясных сигналов о ребенке, разве что его шевеления. Однако движение плода мать начинает ощущать лишь на 17—20-й неделе. Он напрягается, как бы вытягиваясь, поворачивается и только тогда «оживает» для матери. Эти движения яснее всего ощущаются во время изменения позы матери. Когда она ложится или встает, меняет положение при сидении, малыш также стремится занять удобное положение. Собственный ритм жизни проявляется и в установившемся к 20 неделям режиме сна и бодрствования. Он не совпадает с соответствующими периодами матери, что также позволяет ей ощутить самостоятельность ребенка.

На самом деле у него тоже бьется сердце, работает мозг и посылает свои импульсы, он переживает эмоции и сообщает это маме своими гормонами. Но она чувствует это скорее как свое собственное состояние. Через него и можно понять, что переживает в определенной ситуации ребенок. Еще можно соотнести это свое чувство с характером шевеления ребенка (или его отсутствием, которое тоже бывает разным). Вот и появилось средство у мамы понять своего малыша. Основываясь на этом знании, мама может во второй половине беременности научить себя и ребенка таким способам взаимодействия, которые пригодятся после рождения. Например, укладываясь спать, ввести «ритуал засыпания»: водные процедуры, массаж, укачивание, чашка теплого молока, колыбельная песенка — все в определенной последовательности. Неважно, что пока малыш не засыпает вместе с мамой (скорее наоборот, его активность увеличивается). После рождения знакомый ритм поможет ему освоить режим, а позднее будет просто действовать как снотворное. Можно приучить ребенка к вашим любимым продуктам, любимой музыке, температуре воды в душе, даже бане. Ну и конечно, к песенкам, которые помогут после рождения успокоить ребенка, наладить сотрудничество во время пеленания, массажа, других процедур.

Какими главными принципами следует руководствоваться в таком «пренатальном обучении»?

Во-первых, все, что необходимо для полноценного развития ребенка, уже есть у самой мамы (в ее организме, поведении, эмоциях). Чрезмерная дополнительная стимуляция может повредить, особенно если мама не научилась понимать состояние ребенка и не может определить, нравится ему или нет предлагаемая программа.

Поэтому, во-вторых: учитесь понимать ребенка, по его состоянию регулировать средства, процесс «обучения» и развития. В-третьих, ребенок далеко не всегда заранее знает, что хорошо, а что плохо. Эмоции же самой мамы ему знакомы отлично. Поэтому если вам что-то не нравится, ни в коем случае этого не делайте (сейчас речь идет именно о применении к ребенку различных «обучающих» средств: музыки, закаливающих процедур и т. п.).

Что еще можно посоветовать? Используйте по назначению (то есть с пользой для себя) особенности своего состояния в беременности. Когда ребенок слишком активен и не дает вам спать, послушайте приятную музыку или почитайте интересную книжку. Приятно и вам, и малышу (он во время вашего чтения сопереживает вашим мыслям и чувствам, ему тоже интересно). Такую ночную (а чаще вечернюю и раннеутреннюю) активность малыш проявляет уже в последние месяцы, а вы можете поспать днем. Это полезно и с точки зрения перестройки режима, который понадобится в первые недели после рождения. Период наибольшей активности ребенка — лучшее время для контактов с ним. После этого, насытившись общением, вы оба полноценно отдохнете. Не забывайте, что во второй половине беременности долго лежать в одной позе неудобно вам обоим.

Поэтому запаситесь разнообразными подушками для сна и отдыха, которые можно класть под шею, поясницу, колени и другие места. Сон будет гораздо приятнее. Ну и последний совет. Вы хотите побыть наедине с собой? Законное желание, особенно когда малыш уже большой и общается с мамой с утра до утра. Если хотите побыть одна — идите гулять. Ритм ваших движений укачает малыша, он будет тихо лежать, позволив вам сосредоточиться на себе.