Ребенок станет тем, о ком я смогу заботиться и кому я посвящу свою жизнь

Книга: Беременность. Консультации акушера-гинеколога и психолога
Авторы: Г. Г. Филиппова, Е. И. Захарова, Е. Ю. Печникова

Благоприятно для ребенка, если его появление на свет обусловлено глубокой человеческой потребностью дарить любовь, заботиться о слабом. Но и в этом случае нас подстерегает опасность принести вред своему малышу. В силу своей беспомощности младенец нуждается в заботе взрослого, и можно только радоваться, если эта забота приносит удовольствие обоим. По мере же взросления ребенок приобретает все большую автономность, самостоятельность, все меньше и меньше нуждаясь в родительской заботе и опеке.

Но бывают случаи, когда под влиянием потребности любить и заботиться, родитель не готов предоставить ребенку условия для развития самостоятельности. Не замечая его взросления, родитель продолжает предупреждать все его желания, удовлетворять потребности, превращая его в зависимого, неспособного к жизни человека. Как правило, снижение уровня опеки происходит опять-таки в результате обоюдного стремления, так как родительство редко является единственной потребностью человека. Существуют профессиональные интересы, супружеские и дружеские отношения, увлечения.

В первые годы родительства неизбежно происходит смена приоритетов, приходится от многого отказываться, что-то отодвигать на второй план. Но это не означает окончательного отказа от сложившихся интересов, дружеских связей, профессиональных планов. Так случается только тогда, когда устойчивые интересы, профессиональные планы отсутствуют. Родительство может занять центральное место в жизни человека, поглотить его целиком. Получая глубокое удовлетворение от ухода за ребенком, разделяя его интересы, необходимо помнить, что чем он становится старше, тем в большей степени авторитет родителя связан с тем, как складывается его собственная жизнь. Для взрослеющего ребенка чрезвычайно важно видеть, что его родители пользуются уважением коллег по работе, окружены вниманием друзей, достигли определенных успехов в профессиональном плане или в сфере личных интересов.

С некоторого момента ребенок начинает видеть в родителе не только любящего, заботливого человека, но и личность, заслуживающую уважения. Только тогда становится возможным построение отношений на новом уровне, когда родительские советы, распоряжения, запреты принимаются не из-за страха наказания, а в связи с признанием авторитета. В противном случае приходится выслушивать сетования родителей по поводу того, что ребенок стал неуважительным, не признает авторитета родителей (кроме авторитета силы).

Представляя себе такую перспективу развития детско-родительских отношений, важно понять, что родительство не требует жертвенности. Не стоит посвящать ребенку всю свою жизнь, утрачивая собственные интересы, планы, круг общения. Иначе мы рискуем потерять авторитет в глазах ребенка, а его самого лишить образца, которым должны являться для подрастающего человека его родители.

Конечно, любовь ребенка, сплочение семьи, ощущение личностной значимости и востребованности каждого ее члена, забота о пожилых родителях — все это составляющие счастливой семейной жизни. Но если все эти ожидания не основываются на потребности дарить свою любовь и заботу родившемуся ребенку, на стремлении сделать его счастливым, — развитие ребенка, да и семьи в целом становится неблагоприятным. Поэтому, решая важнейший для будущей жизни семьи вопрос, представьте, что мог бы сказать вам ваш ребенок...

«Я не виноват!»
Ребенок рождается не по своей воле и, следовательно, не несет ответственности за факт своего появления на свет.

«Вы сделали это для себя»
Мы рожаем детей в первую очередь для себя, удовлетворяя глубокую человеческую потребность дарить любовь, заботиться о слабом, беззащитном. Дети приобретают защиту и теплое отношение, а родители получают возможность радоваться благополучию своего ребенка.

«Мое счастье в ваших руках»
Родитель, принимая решение о рождении ребенка, становится ответственным не только за его жизнь, по и за то, насколько будут удовлетворены такие его потребности, как потребность в любви, заботе, внимания. Своим появлением ребенок делает нас счастливыми, мы должны дать ему счастье в ответ, то есть сделать все от нас зависящее, чтобы его жизнь не оказалась тяжким бременем, полным лишений и страданий.

«Спасибо! Вы меня отпустите?!»
Если мы стараемся обеспечить благополучие своему ребенку, то мы должны готовить его к будущей самостоятельной жизни в человеческом обществе. Там он найдет возможность реализовать себя как самостоятельная личность, найдет людей, которые станут для него близкими, — друзей, любимых. А это значит, что родители не являются хозяевами жизни своего ребенка, они не имеют права превращать его в любимую игрушку, которая всегда должна оставаться в их распоряжении.