Ребенку нужен уход

Книга: Беременность. Консультации акушера-гинеколога и психолога
Авторы: Г. Г. Филиппова, Е. И. Захарова, Е. Ю. Печникова

Младенец с самого первого дня, с самой первой минуты своего рождения требует заботы о себе со строоны взрослого. Он не может самостоятельно удовлетворить ни одной своей потребности, поэтому забота взрослого буквально обеспечивает его выживание. Родители кормят младенца, согревают его, одевая в нехитрую одежду, ухаживают за чистотой его кожи, переворачивают, меняя положение тела. Чтобы помочь родителям в уходе за малышом, написано много книг, которые сориентируют вас, какая ему нужна одежда, чем и когда кормить, как обставить уголок ребенка. Не обращаясь к этим вопросам, мы хотели коснуться лишь тех, которые затрагивают психологическое состояние малыша и влияют на становление у него личностных черт и особенностей.

Самым важным здесь, конечно, является кормление. Вы уже знакомы с мнением о чрезвычайной значимости грудного вскармливания. Материнское молоко наилучшим образом приспособлено для питания младенца. Оно питает его, защищает от болезней. Но не только это заставляет педиатров и психологов еще и еще раз убеждать молодых мам кормить ребенка грудью. Дело в том, что, прикладывая ребенка к груди во время кормления, мать дает ему возможность не только утолить голод, но и ощутить близость материнского тела, такого знакомого, родного для ребенка. Эти минуты близости с матерью возвращают его к периоду, когда они были едины и неразлучны. Ничто не дает малышу такого ощущения спокойствия, как близость материнского тела, звук ее сердцебиения, так долго служивший ему первым ориентиром в окружающей среде.

Поэтому, решая вопрос о том, как долго держать малыша у груди, учтите еще и тот факт, что это самое комфортное для ребенка положение.
Не торопите его! Даже если малыш быстро насыщается, не лишайте его минут близости с вами.

Постарайтесь и сами получить удовольствие от этих минут, отодвинув все остальные заботы, — ведь эта забота на данный момент главная для вас. Исследования свидетельствуют, что дети, имевшие возможность длительное время проводить на руках у матери, вырастают спокойными, доброжелательными людьми, которые умеют получать удовольствие от того, что имеют в данный момент. Все сказанное не означает, что ребенок, по тем или иным причинам не получавший грудного молока, обречен на безрадостную и тревожную жизнь. Поскольку мы обращаем внимание не столько на сам акт кормления, а скорее на создание интимной связи между матерью и младенцем, можно обеспечить ее и в том случае, если вам приходится кормить малыша из бутылочки. При искусственном вскармливании старайтесь держать его у груди так же, как если бы он сосал ее. Пусть ничто не помешает вам пережить минуты близости с ребенком.

Второй момент, который приходится решать молодым родителям — это какой традиции придерживаться при кормлении ребенка. Не секрет, что мы встречаемся с двумя точками зрения. Чью позицию разделить? Стать приверженцем кормления по часам, или претворять в жизнь тактику свободного вскармливания?

И в том и в другом варианте есть свои преимущества. Конечно, чрезвычайно удобно, если существует режим кормления ребенка и маме можно планировать свое время. Однако если ребенок проголодался раньше положенного времени, желание сохранить режим во что бы то ни стало заставляет его беспокоиться. Голодный ребенок не в состоянии нормально воспринимать окружающее. Ничто не будет радовать его, ничто не заинтересует. Если малыш не может получить еду, когда она ему необходима, у него формируется отношение к окружающему миру как к угрожающему, малыш начинает искать средства защиты. Одним из таких средств может стать ненасытность, жадность. Не стоит также и настаивать на приеме пищи, если чувствуете, что младенец еще не проголодался. Лучше подождать лишние 20— 30 минут, чтобы он смог ощутить удовольствие от пищи. Прислушайтесь к ребенку, и он сам укажет вам ритм питания, который будет для него удобен.

Так же как и взрослые люди, все дети разные. В связи с индивидуальными особенностями обменных процессов одному ребенку необходимо принимать пищу через 3—3,5 часа, другому удобен больший перерыв, поэтому, устанавливая режим кормления, ориентируйтесь на него самого. Так же стоит поступать и с ночным кормлением. Часто случается, что молодые родители, следуя жестким рекомендациям, начинают приучать малыша к определенному ночному перерыву в кормлениях. Ребенок просыпается, не отдыхает сам и не дает отдохнуть матери. Вашему малышу будет лучше, если вы не станете бороться с ним, а учтете его индивидуальные биологические ритмы.

Еще одну дилемму приходится решать в связи с пеленанием ребенка. Здесь родители также находятся под влиянием двух подходов в решении вопросов ухода за малышом. До недавнего времени большинство родителей использовали тугое пеленание. Постепенно его стали использовать только на период сна ребенка, оставляя во время бодрствования ручки малыша свободными. Сейчас все более настойчиво звучат призывы вообще отказаться от пеленания. Будучи свободным, ребенок скорее обучается владеть своим телом, координировать свои движения. С другой стороны, пока ребенок не научился действовать ручками, они находятся в непроизвольном движении, что может мешать ребенку успокоиться.

Как мы уже говорили, нервные процессы протекают у разных детей по-разному. У кого-то процессы возбуждения протекают более активно, у кого-то активность снижена. У некоторых детей быстрее устанавливается баланс между процессами возбуждения и расслабления, у некоторых процессы возбуждения долго остаются преобладающими. Поэтому не стоит занимать принципиальную позицию по вопросу пеленания. И в этом случае вы примете решение, исходя из индивидуальных особенностей ребенка. Если он быстро успокаивается, засыпает и крепко спит несколько часов подряд, можно освободить его от пеленок. Если же малыш возбужден, не дает себе заснуть, взмахивая ручками, если непроизвольное вздрагивание тельца заставляет его часто просыпаться, то важнее дать ему возможность отдохнуть, пеленая на время сна.
Внимательно наблюдайте за ребенком, и вы поймете, как лучше ему помочь.
Ориентация на ребенка позволяет облегчить ему процесс адаптации к новым условиям жизни, к окружающему миру.

Конечно, по мере взросления ребенка необходимость прислушиваться к его состоянию, его потребностям перестанет быть такой абсолютной, как в младенчестве. Взрослеющий человек учится владеть собой, подчинять свои потребности, свое состояние условиям ситуации. Но это будет потом, а пока ребенок не обладает способностью владеть своим состоянием, залогом его успешного развития станет то, насколько родители хорошо понимают и учитывают это состояние, организовывая жизнь малыша.