От зачатия до года: четыре уровня здоровья ребенка

Когда мы говорим о здоровье и развитии ребенка, то имеем в виду физическое здоровьеКогда мы говорим о здоровье и развитие ребенка, то обычно имеем в виду физическое здоровье и развитие малыша: хорошее самочувствие, отсутствие заболеваний, в крайнем случае – физическую силу и способность переносить физические нагрузки. Однако, есть и другие виды здоровья человека, важные для гармоничного развития ребенка: это здоровье психическое, здоровье психологическое и здоровье духовное.

Психическое здоровье включает нормальное развитие всех психических процессов: восприятия, внимания, памяти, интеллекта, речи, эмоций, способности к регуляции своего эмоционального состояния и поведения – всего, что позволяет человеку ориентироваться в окружающей действительности.

Психологическое здоровье в развитии ребенка – это комфортное, уверенное ощущение себя в мире: уверенность в себе, доверие к другим, умение строить отношения с другими людьми, способность радоваться жизни, а также умение принять ответственность и отвечать за свои поступки в соответствии со своим воспитанием и развитием, а также возрастом и положением.

Духовное здоровье в развитии ребенка включают принятие основных человеческих ценностей, осознанное следование моральным нормам общества, в котором живет человек, стремление к идеалам, а также то, что мы имеем в виду, когда говорим, что «не хлебом единым жив человек».

Мы привыкли думать, что все эти виды здоровья надстраиваются один над другим, причем первым и главным является физическое здоровье. Так иногда и говорят: «Было бы здоровье, остальное  приложится». О психическом здоровье и развитие ребенка мы начинаем задумываться только тогда, когда малыш уже сам активно проявляет свои способности: говорит, рисует, делает постройки из кубиков, начинает общаться со сверстниками. Психологическое здоровье в развитии ребенка оцениваем еще позже, когда видим, насколько наш малыш уверен в себе, как он может сам поставить себе цель и добиться ее, как его оценивают другие люди. А уж о духовном развитие ребенка и его здоровье будем говорить не раньше, чем когда он пойдет в школу.

Действительно, с возрастом все эти виды здоровья проявляются последовательно, поэтому их и принято воспринимать как уровни развития ребенка и человека в целом. Мы наблюдаем и оцениваем их формирование тогда, когда возникают их первые проявления, а нередко только тогда, когда обнаруживаем их нарушения! Да и как может быть иначе? Ведь новорожденный еще ничем не показывает, что у него есть память, что он понимает речь, а тем более реагирует на произведения искусства. Зато хорошо видно физическое состояние детского организма: при неправильном питании у него появляется расстройство желудка, а при переохлаждении – насморк и кашель.

Но у родителей есть универсальная возможность позаботиться о становлении физического, психического, а тем более, психологического и духовного здоровья своих детей, когда они еще не ходят и не говорят, и даже еще не родились. По данным многочисленных исследований в области педиатрии и детской психиатрии, отчетливо выявляется тесная взаимосвязь всех уровней здоровья развивающегося ребенка и их непрерывное взаимодействие с момента его зачатия.

Дело в том, что весь мир – и человек в том числе, как часть этого мира, развиваются по единым законам. И как Мир возник из Хаоса, из которого последовательно выделялись и становились отдельными частями Мира Земля, Вода, Живая Природа и Человек, так и в начале нашей индивидуальной жизни мы рождаемся с неразделенными способностями и возможностями, которые у развивающегося ребенка постепенно выделяются в отдельные структуры, выполняющие свои самостоятельные задачи. Однако, от того, каким окажется это начало, будет зависеть качество всех более поздних образований.

То же самое относится и к здоровью. В  самом начале своего развития ребенок еще некое неразделенное целое. Когда он чувствует голод или боль, ему страшно, а когда рядом нет мамы, у него болит животик. Даже взрослый человек может ощущать боль в желудке, когда ему предстоит тяжелый разговор или другое неприятное событие. Точно также малыш еще до рождения воспринимает отрицательные эмоции мамы «всем своим существом» – и вполне физически, так как в этот момент к нему поступает меньше крови, обогащенной кислородом. И доверие к миру начинает возникать еще тогда, когда этим миром является мама, внутри которой развивается ребенок, проводя свою первую жизнь – жизнь до рождения. Ведь мама почувствует, что маленькому человечку неудобно или страшно – по его движениям и тонким ощущениям «изнутри» – и сразу все поправит, поможет и спасет. А значит, Миру можно доверять и радоваться ему.

В период раннего развития, от зачатия до года, малыш проходит 4 ступени, на которых последовательно закладываются основы всех видов здоровья и развития ребенка: внутриутробный период, роды, период новорожденности и младенчество. А проводят его по этим ступеням его родители – мама и папа. Именно им следует правильно подготовить переход на каждую ступень, создать все необходимые условия для того, чтобы их малыш смог получить все необходимые «инструменты» для будущей, по-настоящему «своей» жизни, и научиться их использовать.

Еще до рождения развиваются все органы чувств и способность воспринимать внешний мир. В это же время формируются основы стрессоустойчивости, и малыш учится тому, как терпеть неприятности без паники и успешно преодолевать трудности. В родах он получает и закрепляет первый опыт преодоления и победы. После рождения получает возможность убедиться в том, что мир готов принять его таким, какой он есть, подарить ему радость и любовь. В первый год жизни он с помощью родителей открывает все богатство мира и радость его познания, уверенность в своих силах и способность дарить радость и счастье другим – в первую очередь своим родителя.

Так еще на самых ранних этапах развития ребенка родители создают для него ту среду, тот материал «высокого качества», из которого и будут построены здоровое тело, твердость духа, любовь к жизни и умение быть счастливым.