Осложнения беременности, родов и их влияние на ребенка

Книга: Беременность. Консультации акушера-гинеколога и психолога
Авторы: Г. Г. Филиппова, Е. И. Захарова, Е. Ю. Печникова

Часто встречается мнение, что отдельные события в жизни человека являются обязательной и неотвратимой причиной отрицательных последствий в его будущем. Такое отношение к жизни носит название «фатализм».

В психологии в этом случае говорят о жизненном сценарии, режиссером которого является сам человек. А для ребенка это — родительский сценарий (или родительская программа). Наличие и действие такой программы было проверено экспериментально и названо «эффектом Пигмалиона». В эксперименте было доказано, что представления родителей и педагогов о различиях в способностях детей и потенциале их развития (которые будто бы подтверждались психологическим тестированием, а на самом деле их не было) создают для каждого ребенка соответствующую внешнюю ситуацию, которая выражается в ожиданиях взрослых и их реакциях на успехи и неудачи ребенка. 

Взрослые в этом случае действовали по принципу «ты потенциальный отличник» для одной группы детей, и «ты потенциальная посредственность» — для другой. В конце учебного года их ожидания полностью оправдались. А для совсем маленьких детей, у которых еще вообще нет представления о том, какие они на самом деле и какими могут стать, подобная родительская программа просто колея, ограниченная высоким забором, с которой свернуть невозможно.

Вот и судите сами, к чему может привести ваша уверенность в необратимых последствиях осложнений в беременности, нарушений процесса родов, родовых травм ребенка и т. п. Все известные исследования по поводу подобных нарушений беременности и родов однозначно подтверждают, что негативные проявления в развитии ребенка будут только в том случае, если вслед за первичными событиями последует целый ряд других, логически их продолжающих, и в результате все вместе они образуют ряд ступеней, приводящих к нежелательному образованию в психике ребенка. А восхождение по таким ступеням малыш конечно же осуществляет не сам. Ведь он еще не может сопоставить прошлое с настоящим, а тем более предвидеть будущее. Его за руку ведут родители. Более того, сначала они просто несут его на руках, малыш даже не касается ступеней. Когда же он встанет на ножки, то еще не сможет сам перепрыгнуть на другую лесенку, так как родители остаются на этой, хотя и не очень прочной, но все же знакомой, а главное, на ней еще можно держаться за их руки. И вот наш человечек учится переступать со ступеньки на ступеньку, но идет по этой же лестнице. Как ходить по другой, он теперь уже вряд ли научится. Поэтому лучше не оборачиваться к причинам, которые заставили нас оказаться именно на этих ступеньках, а позволить ребенку найти свой путь, помогая ему построить мостик и перейти на другую, более прочную лестницу его жизни, на которой он твердо будет стоять обеими ногами и даже сможет оттуда подать руку своим не очень уверенным родителям.