Няни: «за» и «против»

Книга: Беременность. Консультации акушера-гинеколога и психолога
Авторы: Г. Г. Филиппова, Е. И. Захарова, Е. Ю. Печникова

В настоящее время возвращение к практике обращения к помощи няни становится чрезвычайно распространенным явлением. Возвращаются времена, когда заботы о ребенке перекладывались не на плечи бабушек и дедушек, пока еще активно участвующих в производительном труде или светской жизни, а на руки специально приглашенных для этой цели специалистов. Практически совершенно исчезнувшая практика в настоящее время возвращается и порождает множество вопросов: с какого возраста приглашать помощницу? Сколько времени она может проводить с ребенком, не конкурируя с матерью в близости к ребенку? Какими качествами должна обладать хорошая няня? Что важнее для нее: компетентность в воспитании, владение современными приемами развивающей работы или теплота и душевность?

Исторические сведения и художественные произведения дают нам множество ярких примеров, с помощью которых мы рисуем себе образ желаемого — Арина Родионовна, Мэри Поппинс, Кормилица юной Джульетты, Фрекен Бок... такие разные образы. Какой должна быть няня?

Многие из перечисленных вопросов еще ждут своего решения, однако кое-что можно сказать уже достаточно определенно. Практика привлечения няни имеет безусловные преимущества и серьезные опасности.

В разряд явных преимуществ можно отнести то обстоятельство, что няню можно выбирать.

В отличие от родителей (новоиспеченных бабушек и дедушек), которых, как мы знаем, не выбирают, выбор няни для своего ребенка предполагает возможность вариантов. Рынок труда в настоящее время предоставляет широкие возможности — работают десятки агентств, с помощью которых можно найти себе подходящего партнера в деле воспитания малыша. Возможность такого поиска создает высокую вероятность, что рядом с ребенком окажется человек, разделяющий ваши цели и принципы воспитания, да и в целом взгляды на жизнь. Это избавит семью от споров или нравоучений, которые зачастую являются продолжением нерешенных в детстве проблем. Как правило, отношения молодых родителей с няней строятся гораздо более спокойными и непротиворечивыми, чем с собственными родителями.

Более того, если время от времени и возникают противоречия, их разрешение не грозит перерасти в межличностные конфликты, так как последние возникают между эмоционально близкими людьми, значимыми друг для друга, связанными глубокими личными отношениями. Разногласия, конфликты с близкими людьми переживаются гораздо тяжелее, чем с теми, с кем мы связаны лишь деловыми отношениями.

Безусловным доводом в пользу использования помощи няни является то, что она может располагать профессиональными знаниями, иметь специальную подготовку в области детского развития и воспитания. Приглашение компетентного помощника может избавить от множества ошибок в нелегком родительском труде.

В то же время, принимая решение воспользоваться помощью няни, нельзя недооценивать серьезность предпринимаемого шага. Вы собираетесь ввести в дом нового человека, и вам стоит задуматься о следующих вещах.

В первые месяцы жизни малыш активно познает мир и, в первую очередь, окружающих его людей. Достаточно рано он понимает, что с взрослым человеком связано удовлетворение всех его потребностей, от него исходит любовь и нежность, с ним связана радость общения. Это открытие обнаруживается в той искренней радости, с которой ребенок начинает реагировать на появление взрослого. На первых порах эта радость адресована любому человеку, оказавшемуся рядом, но уже к середине первого года жизни малыш безошибочно делит людей на «своих» и «чужих», проявляя избирательность во взаимодействии с ними. Кто станет для ребенка «своим», близким, родным? Кто окажется лишь посторонним человеком? Это зависит не от близости родственных уз, а от того участия и внимания, которое оказывает взрослый ребенку. Если няня проводит с ним много времени, да еще с достаточно нежного возраста, велика вероятность, что именно она (а не родители) окажется самым близким ребенку человеком. В этом таится две опасности. Первая связана с появлением у матери неприятного чувства ревности по отношению к няне. И действительно, кому понравится, если малыш бурно радуется ее появлению, в то время как появление и уход матери воспринимается им достаточно безразлично? Кому приятно слышать просьбы малыша о том, чтобы именно няня посидела с ним при засыпании, покормила его, а в дальнейшем видеть, что именно с ней он начинает делиться своими сокровенными переживаниями? Возникающее недовольство зачастую заканчивается решением о смене няни, приглашении к ребенку нового, не столь близкого человека, и в этом состоит вторая серьезная опасность. Разлука со ставшим ему близким человеком тяжело переживается ребенком. Чувство тоски, угнетенности, тревоги непременно сопутствуют разлуке. Учитывая то, что няня не является родственником, как правило, ребенку приходится с ней расставаться, что может стать причиной серьезной психологической травмы.

Поэтому, планируя воспользоваться помощью няни, спланируйте долгосрочную перспективу ваших отношений, продумайте, кем она должна стать для вас и вашего ребенка.

Не всегда легко решается проблема и в том случае, если, не планируя создавать близких отношений между няней и ребенком, родители предпочитают пригласить достаточно холодную женщину, предлагающую формальный характер взаимодействия. Такая женщина, конечно, не создаст конкуренции теплой, любящей маме. Однако все ограничения активности ребенка, воспитательные воздействия будут восприниматься ребенком как враждебные. Именно положительный эмоциональный тон взаимодействия, слова любви, позволяют показать ребенку, что мы действуем в его интересах. Отсутствие эмоциональности, сопереживания превращает даже самые справедливые требования к ребенку в диктат и насилие.

Становится очевидным, что рядом с маленьким ребенком должен оказаться эмоциональный человек, способный выразить ему симпатию и расположение.

Мягкость и эмоциональность далеко не единственные качества, необходимые для человека, которому мы доверяем своего ребенка. Среди важных качеств родители называют требовательность, настойчивость и последовательность, без которых уход за ребенком превращается во вседозволенность. Взрослый, находящийся рядом с ребенком, организующий его деятельность, оказывается в роли руководителя, направляя и контролируя. Кроме того, родителям хотелось бы, чтобы няня могла поиграть с ребенком, развлечь его, с ней должно быть весело и интересно. Это требует активности, живого интереса к жизни, гибкости — качества, более свойственные молодому человеку. Мы видим, что для обеспечения полноценного ухода за ребенком, его воспитания от взрослого требуется целый набор качеств. Ласка, молодой задор, разумная требовательность и последовательность, терпеливость и сочувствие. Трудно найти для ребенка чужого человека, сочетающего в себе все эти качества.

Будьте реалистами, определитесь в том, что вам в большей степени нужно.

Следующее обстоятельство, которое необходимо учитывать, это то, что взрослый человек, приглашенный в качестве няни, имеет собственную историю воспитания, собственный опыт отношения с родителями, жизненный уклад и принципы — все то, что так сильно отличает нас друг от друга. Работая под вашим руководством, она все же остается другим человеком и, вероятно, будет действовать не совсем так, как вы, поскольку практически невозможно отказаться от того, что дает нам опыт родительской семьи и кажется нам таким естественным. Учитывая данное обстоятельство и чередуя время, проведенное с ребенком с няниным участием, не удивляйтесь, если ребенок начнет употреблять несвойственные вам выражения, интонации, заявит, что няня в данной ситуации поступала с ним по-иному. Чередование разных стилей взаимодействия дезориентирует ребенка, мешает принять незыблемость требований взрослого и, в конечном счете, начинает использоваться им в свою пользу.

Будьте готовы к серьезной работе по согласованию содержания и формы воспитательного воздействия.

Сотрудничество с няней содержит в себе некоторое противоречие. Обозначая функции, которые она обязана реализовывать, родители оказываются достаточно противоречивыми в отношении такой родительской функции, как воспитание. Зачастую приходится слышать, что «няня не должна воспитывать моего ребенка — это я буду делать сама», ее дело — только ухаживать за ним и заниматься. Нет ничего странного в том, что родитель оставляет за собой функцию воспитания, понимая, что только через нее он может передать ребенку собственные идеалы и принципы, привычки и пристрастия. Однако надо понимать, что воспитание не существует само по себе, оно составляет фон любого взаимодействия, сопровождает любые занятия с ребенком. Трудно представить себе, как возможно, к примеру, покормить ребенка, не прививая ему навыков опрятности, как можно взаимодействовать с ним, не объясняя норм человеческого общежития. Взрослый воспитывает ребенка своими поступками, своим отношением к происходящему. Так что не надо обольщаться — няня в любом случае воспитывает ребенка.

Ограничения воспитательной функции чаще всего касаются тех средств, которыми оно осуществляется. Не говоря уже о методах физического воздействия, родители часто ограничивают даже те немногие возможности, с помощью которых можно ограничить нежелательные действия ребенка. Достаточно распространенным ограничением, к примеру, является требование «не читать нотаций ребенку». Заметим, что ограничивается даже не физическая, а речевая деятельность взрослого человека. Означает ли это то, что взрослому человеку не дозволяется высказать даже свое отношение к поступкам ребенка? Как будет относиться ребенок ко взрослому, оказывающемуся в позиции абсолютного непротивления? Об этом родители часто не задумываются, в то время как у ребенка начинает формироваться отношение к взрослому как средству удовлетворения своих потребностей, и только!

Доверяя уход за ребенком няне, не лишайте ее возможности выстраивать с ним нормальные человеческие отношения.
Пусть этот опыт расширит представления ребенка о том взрослом мире, в который ему скоро придется вступить.

И в заключение этого разговора хочется напомнить, что привлечение няни к уходу за ребенком неизбежно отдаляет его от тех близких людей старшего поколения, которые помимо нежной любви могут предложить ребенку тот опыт и ту жизненную мудрость, которая зачастую оказывается ценнее всех правил, написанных в учебниках.


..Следующая страница->