Научим его хорошо себя вести

Книга: Беременность. Консультации акушера-гинеколога и психолога
Авторы: Г. Г. Филиппова, Е. И. Захарова, Е. Ю. Печникова

Не рано ли? — может спросить кто-то из вас. Если под воспитанием понимать формирование у ребенка желаемых образцов человеческого поведения, норм человеческого общежития, то можно сказать, что этот процесс начинается с первых дней его жизни. Те, кто откладывает воспитание «на потом» («вырастет — научится»), ошибаются: процесс этот отложить нельзя и, оставляя без внимания негативные проявления малыша, способствуют формированию у него некоторых особенностей поведения — в данном случае негативных. Ребенок, которому позволяют замахнуться на мать кулачком, учитывая, что он еще маленький, несмышленыш, не понимает, что творит, усваивает эту реакцию как возможное средство выражения своего несогласия, раздражения. Изменить эту реакцию потом, когда она станет автоматической, будет чрезвычайно сложно. Гораздо легче не допустить использования недозволенных действий в общении с малышом, чем убедить в недопустимости их использования в сознательном возрасте. Поэтому не будем ничего откладывать «на потом».

Приступая к воспитанию ребенка, необходимо первым делом понять, что он хороший! Он хороший просто потому, что не успел приобрести ничего плохого, и, воспитывая его, мы пытаемся предостеречь его от этого.

Первое — оценивая действия малыша, необходимо отличать намеренный поступок от непроизвольного действия. Младенец еще не владеет собой настолько, чтобы самостоятельно приостановить реакции, не устраивающие родителей. К примеру, такие особенности поведения, как плохой аппетит, трудности засыпания, серьезные нарушения режима («перепутал день с ночью»), кажущийся беспричинным крик, ни в коем случае не должны восприниматься как намеренные, отражающие стремление малыша причинить родителю неудобство. Если ребенок, с точки зрения родителей, мало спит, возможно, это является выражением индивидуальных особенностей ребенка (типа нервной системы, возбудимости и подвижности нервных процессов). В воспитании ребенка родителям не следует понимать такие особенности, как проявления злой воли, напротив, нужно ориентироваться на них, приспосабливаться к ним, а не подгонять ребенка под свои мерки.

Второе — предлагая малышу конкретные формы человеческого поведения, оценивая их как подходящие или неподходящие, необходимо помнить, что оцениваем мы именно поступки, а не самого ребенка, в доброте намерений которого пока еще нет повода сомневаться. Необходимо выработать у себя привычку не оценивать негативно самого ребенка, а подвергать критике только неверно осуществленное действие или ошибочный поступок. И недовольство действиями ребенка не должно быть систематическим, иначе оно перерастет в неприятие малыша.

Негативная оценка действия ребенка непременно должна сопровождаться прекращением этого действия. В его сознании должно запечатлеться, что недозволенные действия просто нельзя совершать. Не стоит предоставлять свободу выбора ребенку — он слишком мал для того, чтобы принимать такого рода решения.

Введение запретов — средство ограничения действий малыша. Психологи формулируют следующие принципы введения запретов при воспитании ребенка.

  1. Сначала установите границы, затем требуйте их соблюдения. Вы должны сами знать, чего вы хотите и чего не хотите, что вы можете позволить, а что — нет. Ребенку предстоит сориентироваться в том, что в его поведении приемлемо, а что — недозволено. Если ваши запреты непостоянны, ему чрезвычайно трудно это сделать, и велика вероятность того, что он начнет относиться к ним необязательно.
  2. Ограничения не должны быть чрезмерными, тотальными, даже если речь идет о маленьком ребенке, иначе дети не смогут самостоятельно получать информацию о разнообразных сторонах окружающей жизни. Их инициатива будет заторможена, и они вырастут пассивными и боязливыми.
  3. Не требуйте невозможного. Нужно учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей. Бессмысленно, например, шлепать годовалого малыша за то, что он намочил постель. Нельзя наказывать ребенка за непреднамеренный поступок, предъявляя к детской памяти или интеллекту такие же требования, как к взрослому.
  4. На вызывающее поведение отвечайте решительно. Если ребенок демонстрирует явное неповиновение, то беспомощность взрослого только лишит его авторитета в глазах детей.
  5. Когда конфликт исчерпан — утешьте и объясните, почему он был наказан и как следует поступать в следующий раз. Скажите ребенку, что вы его любите и вам неприятно наказывать его. Руководствуйтесь любовью. Только она может оправдать необходимость строгости и дисциплины.

Роль требований и дисциплины не следует ни переоценивать, ни недооценивать. На самом деле ребенку не нужна полная свобода, вопреки мнению некоторых родителей. Для малыша гораздо важнее прочные связи с родителями и безопасность. В семье должна существовать четкая единая система ограничений и требований.

Ограничения помогают ребенку ориентироваться в этом мире, благодаря им он учится отличать плохое от хорошего, опасное от безопасного, правильное от неправильного. Родители, которые ни в чем не ограничивают своего ребенка, фактически оставляют его без надзора, без ориентиров в физическом мире и мире человеческих ценностей, которые он сам еще не в состоянии выработать. Вырастая, такие дети могут испытывать трудности в построении адекватных социальных отношений, у них может сложиться эгоистичное и неуважительное отношение к другим людям.

Требования приучают ребенка к жизни в условиях человеческого общества, где люди должны учитывать права друг друга и подчиняться правилам человеческого общежития. Кроме того, постепенное приучение к подчинению требованиям способствует формированию волевых качеств.

В связи с необходимостью введения запретов и требований перед родителями встает проблема наказания. О наказании говорят как о средстве обеспечения соблюдения запретов. Наказание грозит ребенку в случае их нарушения. Можно обсуждать действенность тех или иных средств наказания, однако важнее разобраться в том, насколько действенным средством воспитания они являются. Если основная цель — не допустить совершения ребенком некоторых действий, то в отношении младенца единственной возможностью является предотвращение их с помощью физического ограничения. Если мы считаем опасным для ребенка тянуться к электрической розетке, то мы просто остановим ручку ребенка, а не будем пугать его тяжестью последствий.

Останавливая малыша, надо решительно произнести «нельзя» и постараться сделать так, чтобы это слово обозначало для него только то, что абсолютно невозможно совершить. Так же решительно, как и в случае с розеткой, вы остановите ручку ребенка, если она замахнулась на другого человека или причиняет боль животному.

Если вам удается предотвратить нежелательное действие, необходимость наказания исчезает. Конечно, тактика предотвращения нарушения запретов потребует от родителей больше времени и внимания к ребенку, однако выигрыш оказывается чрезвычайно существенным — сохранение добрых отношений с малышом, предотвращение обид и злобы, которые нередко возникают в ответ на наказание. Если же его никак нельзя избежать, оно должно следовать сразу за проступком, иначе ребенок не сможет, в силу ограниченных возможностей памяти, удержать причинно-следственную связь проступка и наказания. Воспитательный эффект будет утерян, само наказание лишится всякого смысла и лишь вызовет обиду.