Готовы ли мы к появлению малыша: Вынашивание (беременность)

Книга: Беременность. Консультации акушера-гинеколога и психолога
Авторы: Г. Г. Филиппова, Е. И. Захарова, Е. Ю. Печникова

Беременность — это уже реальное начало пути. Итак, есть два процесса: функционирование физиологических, психологических систем женщины — и новая жизнь, с формированием в определенной последовательности, соподчиненности новых физиологических, психологических систем. Для удобства и защищенности второй процесс «вмонтирован» в первый. На «подгонку» и совершенствование конструкции ушло значительное количество миллионов лет. Но дело серьезное, а значит, нечего мелочиться. Быстро хорошо не бывает. Ряд особенностей (размеры мозга человеческого дитя и размеры таза прямоходящей женщины) сократили время внутриутробного развития до десяти лунных (девяти календарных) месяцев, иначе бы головка младенца при всех ухищрениях не смогла бы проскользнуть через костное кольцо таза мамы. Вот и получилось, что внутриутробная минута за тысячелетие идет. И главное — это развитие новой жизни. А мамино дело — всесторонне приспособиться и всем необходимым обеспечить. И эта задача остается на всю оставшуюся жизнь.

Так как создание чего-то нового — всегда творчество, можно даже сказать, сотворение, то и возникают проблемы, связанные с творчеством. Главная роль принадлежит организму женщины. Он теперь — вся вселенная, в которой ребенок не только живет первую часть своей жизни, но из которой в прямом смысле строит себя.

Итак:

Искомое (необходимое для «сотворения») Системы обеспечения женщины, работающие для «сотворения»
Строительный материал и энергия для синтеза Дыхательная, Кроветворная, Пищеварительная, Эндокринная
Дыхательная, Кроветворная, Пищеварительная, Эндокринная Системы обеспечения женщины, работающие для «сотворения»
Транспортировка необходимых веществ и выведение отработанных продуктов обмена веществ Кровеносная
Обезвреживание вредных агентов окружающей среды Иммунная, Печень
Защищенное уютное «гнездышко» Матка
Контрольно-командный пункт взаимодействия всех систем Нейрогуморальная регуляция
Совершенно особый орган, сформировавшийся на границедвух организмов, «погранзастава» и «склад» необходимых стройматериалов — плацента.  

Малыш «строит себя» из маминого существа не только физиологически, но и психически.

Все, на что будут настроены органы чувств, ощущения, которые обретут смысл хорошего и желанного, все, что должно стать знакомым и любимым, — уже есть в этой вселенной. Это станет вехами, путеводителем в новом мире после рождения: запах и вкус мамы и ее молока, стук ее сердца, ритм ее движений, ее голос и многое другое. Но все это — неотъемлемая принадлежность матери, это есть всегда и обязательно, этого не может не быть. Главное не в том, чтобы все составляющие вселенной были в наличии (они и так есть, если произошло зачатие и началось развитие новой жизни), главное — чтобы эта вселенная хорошо работала, чтобы в ней не возникало разрушающих катаклизмов. На самом деле в таком оптимальном режиме ей надо просуществовать всего 9 месяцев. Это состояние поддерживается нейрогуморальной системой.

После оплодотворения контрольно-командный пункт дает приказ всем системам организма действовать по единому плану для осуществления общей задачи: создания условий для развития ребенка. В физиологии это называется «гестационная доминанта», или установка на беременность, которая включает физиологическую и психичесщпо составляющие, как мы теперь поняли, неразрывно связанные между собой. А нервная система, получая информацию о работе обеих частей, и осуществляет эту связь. Если одна из сторон даст сбой, то управлять окажется нечем, и беременность либо будет протекать с осложнениями, либо прервется (самопроизвольный выкидыш или преждевременные роды в зависимости от степени неблагополучия). Женщине придется остановиться и вернуться назад, «зализывать раны» и готовиться к следующей попытке.

Самый трудный участок дистанции — первые три месяца. В этот период закладываются все органы и системы ребенка. Позже их надо будет «растить», а на данном этапе — именно строить, создавать каркас и все необходимые детали. Если вдруг что-то не получится, то дальше нечего и продолжать. Поэтому именно в первой трети беременности включаются «аварийные» системы, работающие по принципу «все или ничего». Если «все», то развитие ребенка продолжается, если «ничего» — прекращается, и организм женщины возвращается «на исходную позицию» (беременность прерывается, и начинается подготовка к следующему циклу). «Аварийная система» может включиться и для реагирования на внешнюю угрозу, если психика шлет сигнал опасности в форме устойчивой тревоги, депрессии и т. п.

Кратковременные неполадки (быстро проходящие и не повторяющиеся регулярно стрессы и депрессивные эпизоды) нервная система игнорирует, расценивая их как капризы беременной женщины. Некоторые неприятные физические ощущения (тошнота, головокружение и т. п.) в данном случае серьезными причинами для беспокойства не являются.

К 4-му месяцу ситуация резко меняется. Теперь самая трудная часть дистанции пройдена и есть смысл позаботиться об успешном прохождении остальных этапов. Поэтому надо помочь маме не расстраиваться по пустякам и беречь силы для роста малыша. А ему уже нужна пища не только физическая, но и психическая. Он уже снабжен органами чувств и жаждет впечатлений. Одного стука сердца и бурчания в животе мамы (кстати, напоминающего мурлыканье кошки, попробуйте сами послушать) уже явно недостаточно. И природа (в форме работы нейрогуморальной системы) позаботилась об этом. Мама теперь себя довольно бодро чувствует, с удовольствием поглощает «хлеб и зрелища» за двоих. Хорошее самочувствие и эмоциональное состояние помогают матери выполнить еще одну важнейшую функцию: дать понять ребенку, что он любим, и самой почувствовать эту любовь к нему. Причем для этого совершенно не обязательно сознательно адресовать свои эмоции ребенку. Вполне достаточно переживать приятные ощущения во время шевеления ребенка и уметь возвращаться от кратковременных неприятных впечатлений к устойчивому положительному состоянию (что и происходит, когда самочувствие бодрое и жизнь вокруг прекрасна).

Малыш сам сумеет понять, что раз все хорошо вокруг, особенно тогда, когда «я вступаю в контакт с мамой» (дотрагиваюсь до нее изнутри), значит, этот мир вполне подходит для того, чтобы в нем жить. А уж если мама умеет успокоить, подсказать (своими движениями и эмоциями), что неприятности скоро закончатся, то мир просто прекрасен, совсем не опасен и очень интересен.

В этот период мало что может помешать успешному развитию беременности, разве что только очень серьезные внешние причины, которые могут привести к невозможности для матери осуществлять заботу о ребенке после рождения. Повторим, что нервная система, которая эти причины «отслеживает», узнает о них по устойчивым негативным переживаниям женщины. Раз эти переживания слишком сильные и/или длительные, то ситуация для будущей мамы неблагоприятная. Здесь очень важно, что только сама женщина знает, справится она с этой ситуацией или нет.

Ведь только мы сами можем решить, что для нас важнее, какой сделать выбор, от чего и в пользу чего мы можем отказаться, сколько сил и времени затратить для достижения разных целей. Все эти коллизии отражаются в форме устойчивых эмоциональных переживаний. А для «главного координатора » критерий один: если мама слишком тревожится или огорчается, то не справится. Нервная система «слушается » и может принять решение, которое всегда будет «в пользу мамы» (прерывание беременности как способ сохранить женщину для следующей попытки в более подходящих условиях).

Такое положение сохраняется почти до конца беременности. Но когда уже до первого рубежа (родов) остается немного — назад пути нет. После 28 недель ребенок может выжить вне организма матери (без специальных технологий, поддерживающих дыхание и кровообращение). Конечно, преждевременное рождение нежелательно. Поэтому со стороны нейрогуморальной системы осуществляется необходимая поддержка: у женщины в этот период слабее выражены перепады эмоций, снижается ее активность: физическая — потому что ребенок большой и носить его становится тяжело, и психическая (уже ничего не хочется делать, все, что не относится к самой женщине и ребенку, ее мало волнует). Нервная система может отреагировать только на совершенно выходящие из ряда вон события. Однако все-таки может. Принцип «сохранить мать» остается всегда, пока ребенок не вырастет и не сможет заботиться о себе сам.

Таким образом, готовность выносить беременность складывается из многих составляющих, объединенных в две группы: физиологическую (природное обеспечение) и психическую (личностные особенности женщины, понимаемые в широком смысле как все ее отношение к миру и к себе). Пока еще трудно сказать, какая сила важнее, главное — их совместная работа. Такое тесное их взаимодействие сохраняется и в родах. Перемены в соотношении этих сил наступят позднее.

Уж если мы дошли до первого серьезного рубежа, то надо его с честью перейти. И тут природа снова поступила мудро: пришла пора включать все автоматические (рефлекторные) системы и по возможности не обращать внимания на случайные внешние обстоятельства. Обеспечить дальнейшую жизнь и матери и ребенка теперь можно только одним путем — процессом родов. Обратной дороги нет. Конечно, работа предстоит сложная. Но она того стоит. Поэтому весь процесс родов оснащен мощнейшими системами реализации, на каждом этапе работа осуществляется с помощью рефлекторных механизмов, которые можно усилить или ослабить (что и делает нервная система в зависимости от восприятия самой женщиной своих переживаний и условий родов), но нельзя полностью прекратить. Именно поэтому главная задача психики — помогать физиологии. Теперь природа — ведущая сила, ее надо слушаться очень чутко.

А это, к сожалению, получается не всегда. Уж очень хочется в такой решающий момент «держать все под контролем». Но в том-то и дело, что контроль состоит в правильной помощи организму, а не в управлении им.

Управляет сейчас природа. Наверное, такая степень готовности, когда одновременно должны присутствовать взаимное уважение, доверие, умение вовремя, правильно оказать помощь, — высшее достижение развития и природы, и личности. Поэтому ни в одной культуре не принято оставлять женщину на этом решающем рубеже в одиночестве. Всегда рядом те, кто имеет необходимый опыт, данный им длительной историей всего человечества, своей культуры и своей собственной жизни (например, в России повитухи должны были иметь опыт неоднократных собственных родов, обязательно без патологии и быть пожилыми женщинами, получившими необходимые знания и умения от старших поколений). Готовность доверять такому помощнику в родах тоже необходима.


..Следующая страница->