Готовы ли мы к появлению малыша: Кормление ребенка, уход за ним и воспитание

Книга: Беременность. Консультации акушера-гинеколога и психолога
Авторы: Г. Г. Филиппова, Е. И. Захарова, Е. Ю. Печникова

После родов роли природного и психического обеспечения изменяются, начинается передача инициативы в «собственные руки» женщины. Природой подготовлена только возможность кормить ребенка грудью, механизм выработки и отхождения молока. Все остальное зависит от психологического настроя, отношения к ребенку и к себе как матери. Любая женщина, родившая ребенка (если у нее нет анатомических или гормональных нарушений, а это примерно 98% взрослых женщин), может кормить его своим молоком столько, сколько надо ребенку. Это относится к количеству молока, числу кормлений в день и продолжительности грудного вскармливания.

Более того, природа предусмотрела необходимость заинтересованности матери в грудном кормлении: сам процесс сосания доставляет матери приятные переживания (это обеспечивает сосковый рефлекс, регулирующий выброс гормонов, вызывающих не только отхождение молока, но и состояние удовольствия матери), а выработка и отхождение молока стимулируют целый ряд процессов в организме, помогающих восстановлению и оздоровлению всех жизненно важных систем. Однако с точки зрения природы опасность существует и после рождения ребенка. И здесь опять придется жертвовать ребенком, чтобы спасти мать. А лучший способ в этом случае — прекратить лактацию, ведь сам ребенок еще питаться не может.

Такие же «жестокие цели» у послеродовой депрессии (которая встречается в разных формах и у животных): потеря интереса к жизни вообще и к ребенку в частности автоматически лишает последнего материнской заботы. Мать избежит возникшей опасности (невозможность устранения которой обычно и переживается в форме депрессии) и потом оправится. А значит, сможет снова произвести на свет потомство.

Но не будем забывать, что теперь изменяется соотношение ролей «природного обеспечения» и собственной активности родителей. Природа хотя и мудра, но во многих отношениях слепа: она ничего не знает о наших переживаниях по поводу несостоявшихся ожиданий и чувства вины за свою несостоятельность. А также о том, что теперь в нашем распоряжении искусственные заменители материнского молока, члены семьи, готовые и способные частично или полностью заменить мать (хотя бы на время) в уходе за ребенком. Здесь нам приходится брать ответственность на себя и принимать решение, которое уже не совпадает с законами природы.

Приняв решение, продиктованное ответственностью за ребенка и готовностью к изменению создавшегося положения, мы можем воспользоваться помощью достижений науки, поддержкой семьи, взять тайм-аут, привести себя в порядок (с помощью близких или специалистов- психологов) и снова вернуться на дистанцию. На природу больше надеяться не приходится, ведь теперь у нас своя, особая цель: не дойти до финиша (когда ребенок станет взрослым и уже не будет нуждаться в родительской опеке) любым путем, а выбрать именно тот, который окажется самым лучшим и для него, и для нас. Теперь наша дорога — это наша жизнь, которую мы проживаем вместе с нашими детьми.

На этой дороге уже не встретишь готовых указателей, расставленных природой, теперь все зависит от нас. Каждый шаг родители будут делать сами, каждое решение принимать самостоятельно. Готовность вступить на этот путь и пройти его и есть готовность к родителъству. Она формируется в течение всей жизни будущих родителей еще до рождения ребенка. В этом процессе участвуют в первую очередь наши родители, бабушки и дедушки, куклы нашего детства, младшие дети, которых мы могли нянчить, когда стали старше, и многое, многое другое, в чем воплощен весь родительский опыт человечества. И только от нас зависит, как мы его сможем использовать.