Быть родителями – значит проходить испытание властью

Для правильного психологическое развитие ребенка

Родительство – одно из испытаний властью, к которой многие стремятся и часто не выдерживают. Поэтому очень важное для здоровья ребенка условие – уважительное отношение к нему. Это так же важно для развития личности ребенка, как уважительное отношение родителей друг к другу. Ребенок считывает не слова, а атмосферу, которую родители создают вокруг. Если мама, чувствуя себя уставшей, невольно разряжается на малыше - начнет страдать здоровье и физическое развитие ребенка.

Ко мне на прием периодически приходят кормящие матери с детьми, жалуясь, что их не на кого оставить, хотя есть бабушки и другие родственники... Возникающее чувство вины, утомление, раздражительность или отчаяние обязательно сказываются на здоровье и физическом развитии ребенка.

Когда на приеме ребенок 2-3 лет не дает к себе подойти, кричит, пытается прятаться лечение надо начинать с мамы. Иллюстрацией того, как важно психоэмоциональное спокойствие матери для здоровья и физического развития ребенка, служит случай с мальчиком 2,5 лет. Жалобы на частые истерики, до сих пор сосет соску, ночное недержание мочи, плаксивость... На приеме не давал до себя дотронуться. Старшая девочка в семье тоже склонна к истерикам - дети маму делят. Когда я взяла на лечение маму, сын вдруг перестал кричать, начал осматривать кабинет, отвечать на мои вопросы. Через неделю после приема эта пациентка рассказала о произошедших переменах. Мальчик перестал писаться ночью, отказался от соски, прекратил истерики. Спокойно остается на даче с бабушкой, по её словам – «золотой ребенок»...

Важно, чтобы как мама, так и папа готовились к беременности. Ребенку обязательно нужен отец. Позиция, которая сегодня широко распространена – «родить для себя» - свидетельство социальной катастрофы. Это отсутствие понимания, что такое семья. Женщине, решившейся завести ребенка, следует отдавать себе отчет, что он должен быть нужен не только ей, но и отцу. Через отца ребенок постигает дух, а через мать – душу. Когда душа с духом разорваны, страдают особенности психологического развития детей. И тем больше страдает, чем меньше возраст малыша. Такая ситуация задает развивающейся личности ребенка соответствующие приоритеты будущего.

Часто причины детских страхов берут начало в страхах матери – чтобы избавить ребенка от них, нужна коррекция состояния здоровья мамы. Если родители кричат, ребенок привыкает к повышенному тону – он начинает воспринимать только этот тип общения; поначалу внутренне съеживается, а потом привыкает. Это может приводить к разным деформациям развивающейся личности ребенка (заикание и прочим), вплоть до наркомании. Со стороны родителей любая форма потери контроля над собой, - окрик или грубость, - вызывают у ребенка чувство ненужности, сомнения в том, что его любят. Малыша необходимо брать на руки: ритм сердца матери – самая удивительная музыка, которая всю жизнь будет держать его на плаву.

Детям важен материнский голос и прикосновения. Часто можно наблюдать, как ребенок подбежал к маме, за колени обнял, она погладила его по головке – он побежал дальше. Ему достаточно – зарядился… Нужен детям и зрительный контакт, особенно тем, кто не любит обниматься-целоваться.

Спокойствие матери за состояния здоровья детей

Крайне важно и желательно для раннего развития детей дошкольного возраста воспитание мамой, а не нянями или бабушками. Это дает малышу чувство защищенности и спокойствия. Практика показывает, что исчезновение мамы из поля зрения ребенка, даже на несколько дней, вызывает у него стресс. Этот стресс проявляться не сразу. Но, например, причиной ночного недержания мочи, сохраняющегося после двухлетнего возраста, часто являются именно такие эмоциональные потрясения.

Работая в роддоме, я отмечала поразительный факт: дети, которых матери оставили, почти не кричат. Не зовут к себе. Нужно говорить о детских депрессиях, которые начинаются не тогда, когда ребенок более или менее взрослый. Проявления детской депрессии – это страх уснуть, нежелание есть. Пищеварительная и нервная системы – два уровня приобретения информации разного качества. Первая перерабатывает «материальные сведения», вторая – информацию органов чувств. Когда нервная система перегружена, у ребенка отключается желание кушать, блокируется пищеварение. Насильно кормить нельзя – такая еда не переваривается. И наоборот – когда мы переедаем, ни о какой тонкой работе души речи быть не может.

Если взрослые видят, что малыш устал – не надо стесняться оставить его дома. Детей нередко пытаются научить, минуя их эмоциональную заинтересованность в том, что преподается. Маленького человека невозможно научить чему бы то ни было против его желания.

Один из критических периодов роста – с 6 до 7 лет. Тот факт, что малышей отдают в школу в шестилетнем возрасте, через несколько лет с большой вероятностью вызывает срыв, уничтожает мотивацию к познавательному и всестороннему развитию ребенка. Класса до третьего-четвертого они учатся прилично, а потом «выдыхаются» (особенно мальчики), системы дают сбой. Конечно, это не со всеми случается. Но все же лучше подстраховаться и не устраивать особенностям психологического развития детей ненужных испытаний. Позже это может привести к дежурным диагнозам: вегето-сосудистая дистония, сопровождающаяся головными болями и обмороками, нарушения осанки с выходом в сколиозы, разнообразные заболевания позвоночника, «помолодевшие» остеохондрозы… (Со всеми этими проблемами под силу справиться остеопатии – лечению без лекарств).

Если подходить к системе образования с позиций врача, можно квалифицировать ее как планомерное разрушение здоровья ребенка и развития. Часто не учитывается физиология возраста, и тем более – особенности конкретных детей, которые сейчас в массе своей не здоровы и требуют персонального внимания.

Взрослым всегда следует помнить, что счастье быть родителями, как и любая власть, предполагает мудрость, ответственность и терпение.

Серикова Татьяна Михайловна,
остеопат-педиатр