Эмоциональное полноценное и гармоничное развитие ребенка

Эмоциональное полноценное и гармоничное развитие ребенка является залогом успешного будущего. Проблемы, с которыми обеспокоенные родители чаще всего обращаются к психологам, можно условно разделить на следующие категории:

  • Полноценное и гармоничное развитие ребенкапроблемы в обучении и развитии ребенка (трудности в освоении школьной программы, подготовка к школе, отставание в познавательном развитии)
  • проблемы, связанные с поведением (от упрямства трехлетнего карапуза до подростковых демонстративных выходок)
  • проблемы в воспитании и развитии детей, внутрисемейными отношениями (конфликты с членами семьи, затруднения родителей в той или иной воспитательной ситуации, помощь ребенку в переживании развода родителей и тд.)
  • эмоциональные проблемы в развитии личности ребенка (страхи, тревожность, неуверенность в себе, агрессивность и тд.)

Личностное развитие ребенка сталкивает взрослых с такими явлениями, как необоснованные капризы, упрямство, агрессивность, страхи без видимых на то причин, тревожность, слишком сильная застенчивость, избегание неудач любой ценой. Родители часто чувствуют себя загнанными в угол, не зная, как лучше себя повести – где наказать, где пожалеть, и главное, почему же так получается?

Многие родители начинают чувствовать себя виноватыми в том, что в воспитании они «где-то промахнулись». Другие, напротив, решают принять эти особенности ребенка как данность и «смириться». Все эти и многие другие неприятности вызваны тем, что раннее развитие детей просто не поспевает за стремлениями малышей. И в первую очередь это касается эмоциональной сферы.

С каждым годом, да что там, с каждым днем, ваше чадо все активнее и упорнее борется за свою независимость (не очень-то соотнося это понятие с самостоятельностью и ответственностью). Одновременно это стремление сталкивается с желанием вечно оставаться под теплым и надежным родительским крылышком. И что характерно, вся эта борьба происходит за рамками личностного развития ребенка, которое пока еще базируется на однозначных непоколебимых понятиях добра и зла, хорошего и плохого. Именно поэтому дети так часто оказываются «в плену эмоций», не в силах разрешить свой внутренний конфликт, а также порожденный им конфликт внешний.

Подумайте, ведь даже мы, взрослые, зачастую не способны осознать всю гамму накативших (по той или иной причине) чувств, а ребенку еще столькому предстоит научиться! Но задача любящих родителей обучить и развить в ребенке способность владения собой.

Первый шаг, который следует совершить навстречу всестороннему развитию ребенка, чтобы помочь ему в освоении сложного мира чувств – помочь ему понять, что чувствует он сам. Почему он схватил и швырнул об стенку любимую игрушку? Почему на глазах появились слезки? Почему ударил маму? Почему смеется, когда другой малыш упал? Ведь все это он делает, не задумываясь ни на секундочку.

Начать следует с простых, базовых эмоций – радость, грусть, злость.

Второй немаловажный компонент вашей «работы» – разъяснить личностно развивающемуся ребенку и ваши чувства, особенно вызванные его действиями. Ведь он не знает, что вам, к примеру, обидно, когда он ни с того, ни с сего стукнет вас по лицу со всего маху. Точнее он еще ни разу в жизни не соотносил ваши чувства со своими, он просто этого не умеет.

Это своего рода игра в радио, которое неустанно вещает о еще неоткрытом, неисследованном мире чувств:

Доброе утро, Машенька. Ты проснулась? Ой, ты улыбаешься, значит у тебя хорошее настроение, правда? У меня тоже хорошее настроение, видишь, как я тебе улыбаюсь? ...... Ты плачешь? Наверное, ты расстроилась, потому что пропустила мультики. Мне тоже бывает грустно, когда...(для правильного психического формирования и развития ребенка поделитесь примерами из своей жизни, понятными малышу) и тд...

Как видно из этого примера, немаловажным в этих разговорах является разъяснение ребенку того, как чувства проявляются – в мимике, в жестах, в голосе и поведении. Очень полезны для таких разъяснений перед зеркалом упражнения для развития ребенка:

Для растущего и развивающегося ребенка это своего рода игра в радио.Встаньте (или сядьте, как удобно) с ребенком перед зеркалом (желательно большим) и изобразите вместе с ним, как эмоции отражаются у человека на лице, в жестах, в поведении. Чтобы это не выглядело как нудный урок, можно для начала покривляться перед зеркалом, покорчить рожицы.

Если ребенок отказывается делать это перед зеркалом (например, из-за застенчивости), можно начать и без зеркала. Скажем, собрать всю семью, сесть в круг, превратив это в увлекательные игры для развития детей. Если малыш не идет и на это, можно начать с игрушек – действовать от третьего лица куда проще и безопаснее.

Наполняйте эмоциональным смыслом как повседневность, так и игры ребенка, ведь игры – это самое захватывающее, основное для него действо, в котором личностное развитие ребенка набирается опыта, отрабатывает навыки, чтобы потом перенести их в жизнь.

Когда же малыш начнет более-менее уверенно понимать свои чувства, следующий этап – научиться их контролировать. Этот этап, как понятно из опыта общения со взрослыми людьми, не всем нам дается успешно (надо сказать, и с первым этапом – этапом осознания своих чувств – мы, взрослые, увы не всегда успешно справляемся ).

Из элементарных навыков, допустимых для правильного развития ребенка, можно вспомнить такие знакомые всем приемы, как «досчитать до 10», глубоко вдохнуть и медленно выдохнуть, побить подушку, когда злишься, и тд.

Но если в поведении ребенка на Ваш взгляд есть проблемы, то решать их лучше всего с детским психологом.

Наконец, напомню, что главным принципом вашей помощи является следующее: Ваш пример – главное в обучении и развитии Вашего ребенка! Никакие уроки и занятия не заменят ребенку главного способа обучения – подражание своему ближайшему окружению – родителям.

Итак, познакомив Вас в общих чертах со способами помощи своему ребенку в освоении мира чувств в домашних условиях. Попробую кратко разъяснить чем, как и при каких обстоятельствах, психолог может помочь эмоциональному гармоничному развитию ребенка.

Помощь психолога можно условно разделить на 2 вида:

  • профилактическую, то есть способствующую избеганию еще не возникших проблем, направляющую развитие «в нужное русло»,
  • реабилитирующую(коррекционную, терапевтическую и тд), т.е. возникающую в ответ на уже имеющуюся проблему.

Вам может помочь психолог в эмоциональном развитии ребенкаС другой стороны, виды помощи можно выделить с точки зрения способа организации – индивидуальные занятия с ребенком и групповые (а также занятия, направленные на развитие ребенка в семье):

  • Индивидуальные занятия, как правило, нужны для решения конкретной проблемы, такой как страх, стрессовая реакция и тд.
  • Групповые занятия по эмоциональному развитию чаще всего направлены на решение профилактических и общих развивающих задач – обогащение мира чувств, знакомство с видами чувств, с тем как они проявляются и как с ними справляться, как преодолевать страх, стеснительность, раздражение, гнев, сопереживать другим людям и уметь договориться, даже когда это не очень нравится.

В нашем центре проводится набор детей в группы эмоционального развития по следующим программам:

  • «Здравствуй, улыбка! Здравствуйте, слезки!» – для детей 3-4 лет
  • «Приключения Почемучки в стране Чувстволяндии» – для детей 5-6 лет
  • «Учимся владеть собой» – для детей 7-8 лет

Эмоциональное развитие ребенка