Первый раз в первый класс

Родители подросшего малыша часто задаются следующими вопросами. В каком возрасте лучше отправлять свое чадо на учебу? Готов ли ребенок к школе? Как помочь ему приспособиться к школьному обучению? Эта статья будет одинаково полезна как тем, кто сделал выбор в пользу школы, так и тем, кто решил отложить обучение малыша на год.

Определяем готовность ребенка к школе

Данный вопрос не следует рассматривать узко, лишь с точки зрения интеллектуальных способностей дошкольника. Очень важно учитывать также другие характеристики и факторы, то есть делать комплексный анализ.

Интеллектуальная готовность. Она связана с уровнем развития мышления, внимания, памяти, воображения, восприятия и словарного запаса малыша.
Ребенок должен обладать достаточными знаниями о природе, окружающем мире, других людях, а также о самом себе. В частности, он должен:

  • знать свой возраст, имя и фамилию; имена родителей, какая у них профессия и где они работают;
  • знать основные цвета, геометрические фигуры и уметь различать их;
  • понимать, что такое «направо», «налево», «внизу», «вверху» и прочее;
  • уметь сравнивать людей, предметы и явления между собой (низкий – высокий, узкий –  широкий, мало – много и т. д.);
  • как минимум считать до 10;
  • читать по слогам;
  • уметь раскрашивать и рисовать.

Интеллектуальная готовность ребенка к школе также определяется уровнем его концентрации (внимания). Если дитя может хотя бы 30 минут, не отвлекаясь, сосредоточиться на выполнении какой-то задачи, очень хорошо.

Достаточный запас слов нужен, чтобы малыш уверенно мог выражать свои мысли и отвечать на вопросы.

Если мелкая моторика рук ребенка достаточно хорошо развита, он быстрее и легче научится писать.

Физиологическая готовность. Уровень физического развития первоклассника должен быть таким, чтобы ему не было сложно приспособиться к школьным нагрузкам. Педиатры считают, что ребенку необходимо иметь хотя бы 4-5 постоянных зубов. Существует небольшой тест на определение физической зрелости. Попросите малыша левой рукой через макушку головы дотянуться до правого уха. Если у ребенка получилось, его можно отдавать в школу. Однако оказывается, далеко не все 6-летние детишки могут это сделать. А вот 7-летние справляются с этим заданием намного лучше.

Помните, что чем крепче здоровье вашего малыша, тем легче он сможет приспособиться к школьному обучению.

Психологическая готовность. Готов ли ребенок к школе с точки зрения эмоционально-волевых характеристик?

Дошкольник должен уметь управлять своими эмоциями (к примеру, не перебивая, слушать взрослых), ставить перед собой несложные задачи и выполнять их, прилагать усилия, чтобы получить результат, делать полезную, но не очень увлекательную работу.

Если ребенок успешно выполняет простые задачи (допустим, полить вазоны, дать корм кошке), постоянно застилает свою постель (даже если и с вашей помощью), может слушать вас внимательно и не перебивать, значит, уровень его психологической зрелости позволяет приступить к школьной учебе. 

Социальная готовность. Умеет ли малыш находить общий язык с другими детьми? Как он взаимодействует со сверстниками (уважает ли чужие интересы, умеет ли действовать в интересах группы и идти на уступки)? Есть ли у него друзья? Ответы на эти и аналогичные вопросы помогут определить степень готовности ребенка к школе.

• Следует коснуться и мотивационной зрелости. Если малыш хочет ходить в школу, стремится познавать новое и получать знания – к роли ученика он готов.

Адаптация первоклассника к школе

Далеко не все новоиспеченные ученики быстро и легко приспосабливаются к школьному обучению. Длительность процесса адаптации обычно составляет 1-3 месяца. У детей могут быть периодические головные боли, сильная усталость, вялость, апатия, снижение аппетита, плохой сон. И в этот период первокласснику крайне важна помощь и поддержка родителей.

• С первых месяцев учебы не нагружайте ребенка посещением разных кружков и секций. Сделайте это позже, когда дитя привыкнет к школьной нагрузке.

• Спланируйте режим дня так, чтобы малыш располагал достаточным количеством времени на отдых и физическую, двигательную активность, особенно на свежем воздухе. Сон должен длиться не меньше 11 часов. Укладывайте ребенка в постель не позже 21.00. Уроки следует делать днем, а не перед сном.

• Помните, что ваш малыш только вчера был еще просто играющим ребенком, а сегодня на него возложили серьезные обязанности ученика. Ему сложно привыкнуть к таким переменам. Поэтому в первом классе детей обучают в игровой форме. Также не запрещайте своему чаду брать в школу любимую игрушку. С ней он может весело провести время на переменке.

• Адаптация первоклассника к школе пройдет легче, если вы будете хвалить ребенка и поощрять за успехи в учебе, пусть даже за незначительный прогресс. Например, если малыш в прошлый раз в домашнем задании сделал 4 ошибки, а сегодня 2 или 3, непременно отметьте этот успех и похвалите свое чадо.  

• Интересуйтесь у ребенка, как прошел его школьный день, что ему понравилось или не понравилось, что интересного он узнал, с какими трудностями столкнулся. Такое общение между вами и вашим маленьким учеником должно быть ежедневным.

• Также расспрашивайте у чада о его взаимоотношениях с одноклассниками (подружился ли с кем-нибудь, не обижают ли его). Если ребенок столкнулся со сложностями в общении, подскажите, как наладить контакт со сверстниками.

• Поговорите с малышом о школьных правилах поведения (например, как вести себя во время уроков, в столовой).

• Адаптация первоклассника к школе не должна проходить с ущербом для его здоровья. Непривычные для ребенка школьные нагрузки могут привести к проблемам со зрением и позвоночником. Покажите малышу, как правильно сидеть за письменным столом, следите, чтобы он делал уроки при хорошем освещении, минимизируйте его времяпровождение за компьютером и у телевизора.