Информатика: новые принципы школьной дидактики

В эпоху современного развития высокоскоростных технологий, в период динамичного перехода от жизни реальной к жизни виртуальной, рядовому пользователю благами цивилизации уже недостаточно обладать базовым объемом определенных знаний. Важно уметь верно расставлять приоритеты, определять цели познавательной деятельности, находить оптимальные способы их успешного достижения, использовать разнообразные информационные источники и правильно анализировать полученные результаты, а для этого необходимо учиться. Все это приобретается в процессе обучения и развития ребенка на уроках Информатики.

Информационно-коммуникационная осведомленность и уверенный пользовательский уровень носят «надпредметный» характер. Преподавание информатики практико-ориентировано на личностное развитие ребенка: построение образовательного комплекса происходит таким образом, что полученные знания и умения ученики смогли бы функционально применить в своей будущей практической или профессиональной деятельности.

Верное развитие ребенка, в основном, зависит от преподавателя: он должен быть не педагогом-информатором, который лишь преподносит ученикам готовое теоретическое знание, но должен побуждать учащихся к самостоятельному мыслетворчеству. В настоящее время современной школе экстренно требуется педагог-технолог, который бы сопровождал ученика в движении к знаниям. Особую важность при этом приобретают активные методы обучения и развития ребенка в школе. Уроки «Слушай и запоминай» уже не носят эффективный характер, самостоятельность – вот незыблемая основа компетентности. Учитель должен уметь предстать перед учащимися в роли консультанта, организатора учебной деятельности, режиссера, а ученик должен сам выбрать элективные курсы, задачи и их сложность; только в этом случае он сможет отметить свое продвижение по образовательным траекториям.

Каждый урок информатики предполагает реализацию всех дидактических принципов, которые в современной школе никуда не пропали, но изменились, наполнились новым содержанием.

  • Принцип научности: наука больше не догма, но всего лишь одна из версий истины, динамичная система знаний. Учащиеся привыкают к идее, что существуют разные точки зрения.
  • Принцип природосообразности становится приобретает большую глубину: добавляется культуросообразность и социосообразность, ученик является участником периода развития личности ребенка, он уже способен взять ответственность за свой выбор.
  • Принцип доступности: доступность – это один из успешных приемов организации учебной деятельности. Процессу получения учеником нового знания должно соответствовать определенное напряжение.
  • Принцип последовательности и систематичности: уроки информатики строятся так, чтобы обучение и развитие ребенка шло не только от частного к общему, но и от общего к частному.
  • Принцип прочности: прочность знания по-прежнему достигается и закрепляется систематическим повторением, однако в современной школе обучение и развитие ребенка происходит на одних примерах, а проверяется усвоение материала на других, в совершенно новых ситуациях, при этом выявляются ловушки в задачах – норма.
  • Принцип сознательности и успешности: процесс обучения на уроках информатики организуется так, чтобы учащиеся не только проявляли активное отношение к решению задач, которые перед ними ставят, но и были способны ставить и решать собственные задачи.
  • Принцип наглядности на уроках информатики играет, пожалуй, наиболее важную роль. С этой целью активно используются информационно-коммуникационные технологии, мультимедийные средства обучения.
  • Принцип взаимосвязи теории и практики: практика не только критерий обученности, но и инструмент обучения.

Подведем итоги.

Наша жизнь, динамичная и нестабильная, со всеми ее взлетами и падениями, вынуждает нас формировать у учащихся информационно-коммуникационную компетентность, для чего изменяются методики преподавания информатики, наполняя классические дидактические принципы новым содержанием, выпускаем из школы в жизнь успешно развитую личность ребенка. Важно помнить одну истину, сформированную доктором педагогических наук С.В. Кульневич:

«Россия может выжить, только будучи умной и решая сложные задачи. Троечник такие задачи не решит, а отличник не может, так как приучен выполнять указания, а не действовать самостоятельно».