Готовимся к экзаменам

Готовимся к экзаменам: советы психолога

Любое публичное выступление, будь то экзамен, речь перед аудиторией, ответы преподавателю, семинары, сессии и т.д. – для большинства людей настоящее испытание, и даже в какой-то степени, серьезный стресс.

Поскольку неизвестно, какой попадется экзаменационный вопрос или как оценят ответ, естественная защита организма перед неизвестностью это максимальная мобилизация его сил. Но бывают ситуации, когда стресс приводит к мыслям о своей несостоятельности, т.е. появляются страхи, что ничего не получится, и справиться с этим не так просто.

В зависимости от реакции организма на публичные выступления, людей можно разделить на три категории:

  • Первая - это люди, которые очень сильно волнуются на экзаменах и забывают даже то, что знали или учили когда-то.
  • Вторая категория напротив, те, кто в стрессовой ситуации максимально мобилизуются, собраны и четко помнят выученный материал или необходимую информацию.
  • И последняя категория людей тех, кто относится к подобным «жизненным ситуациям» совершенно спокойно, и при необходимости дают ответы на вопросы.
Что может помочь волноваться меньше?

Любые беспокойства или тревоги, могут быть использованы с пользой для дела.
Для этого нужно представить «опасную, стрессовую» ситуацию. Это помогает для предварительного понимания появившихся страхов, привыкания к ним, и где-то, даже необходимо их преувеличение. Далее, нужно сосредоточиться и проанализировать причину и сам страх, пережить его до наступления экзамена или семинара. Это помогает, поскольку реальная стрессовая ситуация, зачастую, оказывается менее страшной и опасной, нежели воображаемая.

При этом не менее важно - понять настоящую причину испуга и при возможности просто ее устранить. Это позволит избавиться от предстоящего сильного волнения, потому как появится уверенность в своих силах. В любом случае, подобное проигрывание ситуации, иными словами – «репетиция» экзамена, прибавляет больше смелости и уверенности в своих возможностях, даже если от первопричин страха избавиться не удалось.

Однако стоит заметить, что проведение подобных «репетиций» худшего развития событий, необходимо проводить задолго до наступления самого важного события, никак не накануне или перед самым его началом. Именно перед началом экзамена, необходимо сосредоточиться на четком выполнении поставленного задания и позитивных мыслях.

Есть несколько критериев, которые определяют успешный результат на экзаменах. Многое зависит от мотивации, так называемой заинтересованности или побуждению к определенным действиям. Как и в любом другом деле, переизбыток или недостаток чего-либо только мешает процессу. В данном случае, превышенная мотивация или ее недостаток способны повлиять негативно на итоговый результат.

Необходимо определить свой уровень мотивации. Сильный, слабый или «нормальный».
В первом случае, полезно понять: не завышается ли значение самого экзамена или его важность в конкретной ситуации. Для этого достаточно посмотреть на происходящее с другой стороны, более спокойно. Например, взглянуть на ситуацию, по прошествии нескольких лет. Будет ли все так важно и серьезно? Во втором случае, наоборот, стоит задуматься, не занижается ли значение предстоящего экзамена.

При подготовке к ответу (уже, будучи на экзамене, и имея билет на руках), лучшего всего набросать тезисный план ответа. Когда времени достаточно, можно прописать и дополнительные материалы к ответу. Существует одна хитрость. В случае если, один из вопросов знаком или тем более понятен, то в выбранном билете, при ответе, желательно коснуться знакомой темы, так чтобы экзаменатор заинтересовался в знаниях данного вопроса.

Еще одна хитрость, нужно подготовить как можно больше материала для ответа на билет, в таком случае преподаватель поймет, что тема усвоена, и не позволит развивать ее долго.

В ситуациях, когда волнение скрыть не получается, переживать не стоит. Это естественно для любого человека, и где-то, даже полезно, поскольку, вызывает понимание и располагает преподавателя к экзаменуемому.

Когда ответ подготовлен, волнение быстро проходит. Если отвечать нечего, тем не менее, нужно размышлять логически, это сможет помочь. Стоит заметить, что перед началом экзамена, положительный настрой и установка очень важны.  Нужно рассматривать преподавателя не как врага и злейшего человека в мире, а воспринимать его, как любого другого, с кем можно спокойно поговорить. В любом случае, надо помнить, что учитель - такой же человек, как и все, который когда-то сам был экзаменуемым. И относится он к своим ученикам – одинаково нейтрально.

При этом каждому преподавателю приятна заинтересованность и увлечение его предметом. Полезно этот интерес показать. В жизни каждого человека много важных и интересных событий, и любой из экзаменов, это простая проверка уровня знаний определенного предмета. Это всего лишь очередная ступень к достижению желаемого результата и получению образования. Не нужно преувеличивать значение данного события, но относиться ответственно - необходимо.

Хороших результатов и успешной сдачи экзаменов!