Частная школа: как работать с одаренными детьми?

Уже давно обосновано научным путем, что особо талантливые, одаренные и просто неординарные дети требуют специальных условий и подхода в процессе обучения и развития такого ребенка. Однако зачастую их высокие способности к труду и научному познанию не всегда в полном объеме способна раскрыть традиционная школа со своим классическим подходом в образовательной сфере. Как бы это ни выглядело противоестественно, однако опережающее психическое формирование и развитие ребенка, зачастую, является для таких детей источником проблем в процессах учения и развития личности ребенка.

В научной, художественной и методологической литературе детей с такими «аномальными» способностями принято называть «индиго». Доказано, что они обладают высоким уровнем развития интеллекта, а также они талантливы во многих областях, однако выбор верного направление развития их феноменальных способностей исключительно нуждается в особом отношении и понимании со стороны окружающих.

Индивидуальное обучение, развитие и воспитание одаренных детей, имеющих уникальные способности и возможности, призваны стать способами гармоничного развития личности ребенка.

Наиболее детального отношения в работе с такими детьми требует верная расстановка акцентов в направлении научного развития ребенка, однако это возможно достигнуть лишь в рамках специализированной государственной или в частной школе. Следует понимать, что большинство одаренных детей, обладающих нестандартным мышлением, отличаются наибольшей чувствительностью к различного рода творческим и умственным процессам, они вполне могут не принимать консервативных методов и подходов к любому делу. Им необходим индивидуальный подход в занятиях, специализированные курсы и нестандартные методические программы. Наиболее важными инструментами в успешном достижении этих целей становятся программы тьюторского сопровождения образовательной деятельности и педагогические технологии развивающего обучения и развития ребенка.

Давайте на примере рассмотрим возможности частной школы, благоприятно воздействующих на развитие творческих способностей детей с опережающим процессом обучения иностранному языку.

Во-первых, приоритетными направлениями в работе с одаренным ребенком в частной школе становятся коммуникативные и проектные методики, в которых объемно применяется  использование современных информационно-коммуникационных технологий.

Во-вторых, образовательный процесс должен способствовать реализации принципа разноуровневого обучения и развития детей. с этой целью во многих частных школах в процессе изучения иностранного языка осуществляется деление учащихся на группы, что позволяет максимально оптимизировать формы взаимодействия педагога с учениками при работе в относительно маленьком коллективе, с учетом их интересов, склонностей и способностей.

В-третьих, широко применяются индивидуальные занятия-консультации и внеклассная творческая и проектная деятельность по предмету, что позволяет наиболее ярко раскрыть творческий и научный потенциал одаренного ребенка.
Целесообразным представляется деление всего процесса обучения и развития ребенка в школе на следующие учебно-методические этапы:

1 этап - мотивационный (1-4 класс).

Данный этап является основополагающим в становлении и развитии интереса учащихся к предмету, опираясь на задания, более похожие на игры для развития детей. Также возможно и опережающее изучение ряда тем в режиме индивидуальных занятий с последующей публичной презентацией при прохождении нового языкового материала остальной частью класса (ребенок становится соорганизатором учебного процесса). Для того, чтобы ребенок был заинтересован в творческой деятельности, он привлекается к участию в классных и в общешкольных концертах с номерами художественной самодеятельности на иностранном языке, а также принимает участие в изготовлении открыток, приглашений и т.п.
При проектировании данных видов деятельности необходимо опираться на следующий принцип – учение будет эффективным в том случае, если учащиеся получают радость от того, что они делают.

2 этап (5-7 класс).

Особенность данного этапа заключается в формировании основ научно-исследовательской деятельности, а также деятельности, направленной на развитие творческих способностей детей. В результате методических практик происходит постепенное вовлечение учеников в творческую деятельность через знакомство с адаптированными образцами художественной литературы страны изучаемого языка и, что немало важно, последующей постановкой отрывков из них на сцене, организацией конкурса чтецов на иностранном языке, различных викторин, работой над проектами. Это этап призван для создания исследовательских ситуаций, которые, в свою очередь, открывают учащимся новые увлекательные темы, идеи и области знания. В преобладающем своем большинстве это успешно достигается на уроках и во внеурочное время через интересные проблемные ситуации, которые дополняются видео-экскурсиями, сообщениями о культуре, о спорте, об известных людях страны изучаемого языка. Очень интересен для учащихся дискуссионный формат занятий, например «Круглый стол».

3 этап (8-11 класс).

Этот заключительный этап позволяет наиболее объективно выявить и определить на будущее способности ребенка с целью его последующего вовлечения в научную и исследовательскую деятельность, иначе говоря, групповой тренинг деятельности. Данный метод ориентирован на развитие как коммуникативных, так и исследовательских навыков и навыков реферирования, а также деятельности, связанной с социальным и личностным развитием ребенка. Развитие на этом этапе осуществляется со всеми учащимися в рамках обычного учебного процесса, а также с учащимися, посещающими спецкурсы или ведущими самостоятельно выбранные исследовательские проекты.

Все выше перечисленное возможно к реализации лишь в инновационной школе с эксклюзивным подходом к каждому обучающемуся без исключения, где для развития учащихся предлагаются новые типы уроков: урок-дискуссия, урок-практикум, урок–проектирование, урок-исследование, урок-презентация и т.д.

Говоря в целом о работе с одаренными детьми в частной школе, мы должны еще отметить несколько основных моментов, которые кажутся очень важными.

Эмоциональный мир одаренного ребенка представлен нам более ярким, он перенасыщен впечатлениями и восприятием. В этом случае первоочередной задачей учителя является умение научить ребенка выражать себя так, чтобы его понимали окружающие. Однако при этом важно не подавить в ребенке его индивидуальность, те черты и особенности, которые, собственно говоря, и делают его другим.

Профессиональный уровень учителя, работающего с такими детьми, предполагает виртуозное владение целым набором предметных методик, реализующих деятельностно-компетентностный подход к обучению и развитию ребенка; он должен быть профессионально и психологически готов к работе с ребятами, уровень способностей которых иногда выше, чем у учителя. Эта ситуация должна приниматься педагогом без внутреннего протеста.

Сверхзадачей педагогов в школьном образовании не является подготовка профессиональных лингвистов или специалистов гуманитарных профессий. Это дело университетов. Наша главная цель работы – воспитание и развитие детей в образованных, порядочных и здоровых людей, готовых самостоятельно выбирать свой жизненный путь, ставить перед собой цели и творчески трудиться для их достижения.