Психологическая составляющая игрушек и товаров для детей

Детские товары для развития ребенкаВ воспитании детей не бывает мелочей, в этом процессе важно все для родителей и особенную роль для развития ребенка выполняют предметы, которые его окружают.

Как и почему это происходит?

На этот вопрос отвечает Галина Григорьевна Филиппова - доктор психологических наук, профессор, член Президиума Межрегиональной ассоциации перинатальной психологии и медицины.

«Услуги и товары для детей создают субкультуру детства, которая является проводником ребенка в социум и готовит из него члена современного общества. От того, насколько эффективна и адекватна задачам общества эта субкультура, зависят личностные особенности будущих членов общества, а значит – качество самого общества.

Человек воспринимает мир опосредованно, через смыслы и ценности, которые хранятся в культуре и транслируются из поколения в поколение. Помимо устной фиксации и передачи, существует материализованная в предметах человеческой культуры (опредмеченная)  информация. Особое значение такое опредмечивание имеет в детстве, когда сами смыслы и ценности только возникают у ребенка и формируют образование, которое в психологии называется «образ мира». Психика ребенка и его образ мира формируются  посредством интроекции и интериоризации опыта взаимодействия ребенка с миром, что происходит в совместной деятельности со взрослым с использованием игрушек и других предметов. Это положение является ведущим в отечественной детской психологии, базирующейся на культурно-историческом подходе.

В традиционных представлениях о воспитании детей много внимания уделялось тому, как оформлены все предметы, которые окружают ребенка. Каждая деталь несла в себе информацию о мире, о месте человека в мире, о ценностях и смыслах. Передавалось все это через совместную деятельность взрослого и ребенка с этими предметами. При изготовлении игрушек и любых предметов для детей первым делом учитывалась эта их функция.

В настоящее время для родителей, педагогов и производителей главной стала обучающая (дидактическая) функция игрушек и других предметов для детей, а психологическая составляющая задействована только в плане внешней привлекательности, призванной стимулировать покупательский интерес родителей. Все имеющиеся для родителей рекомендации затрагивают только развивающий педагогический потенциал игрушек и товаров для детей, и в итоге родители руководствуются двумя основными правилами: чтобы игрушки развивали интеллект ребенка, и чтобы ребенок подольше играл с ними один, без родителей. Первое заслоняет главную функцию предметов для ребенка – освоение смыслов и ценностей общества, в котором ему предстоит жить. А последнее противоречит основным законам освоения ребенком мира – через совместную со взрослым деятельность.  В результате появилась категория детей, демонстрирующих опережающее интеллектуальное развитие, но социально не адаптированных и эмоционально не развитых.  Уходит из практики воспитания детей самостоятельная игра, которая является ведущей деятельностью и в процессе которой развиваются все психические процессы, и строится социальная позиция ребенка.

Психологическая составляющая игрушек и других предметов для детей не выделялась в традиционных культурах как самостоятельная, поскольку символическими и передающими ценности и смыслы данного общества были буквально все предметы человеческого обихода, которые изготавливались непосредственно в семье и необходимым образом оформлялись. С появлением промышленного производства эта смысловая функция предметов человеческого обихода была утрачена, а ценности и смыслы стали фиксироваться и передаваться в правилах общежития и различных общественных институтах (религии, законах и т.п.). Однако, маленький ребенок еще не может усвоить это содержание через сознание, он присваивает его непосредственно в деятельности. Поэтому необходимость и важность его фиксации на игрушках и других детских предметах не утрачивает своего значения в современной культуре. Однако специально разработанных параметров психологической составляющей игрушек и товаров для детей пока нет. Имеющаяся в настоящее время ситуация на рынке услуг и товаров для детей провоцирует родителей эксплуатировать интеллектуальное развитие ребенка и самоустраняться от формирования ценностно-смысловой сферы его личности, обеднять процесс содержательного взаимодействия с ребенком.

В настоящее время необходимо обратить самое пристальное внимание  на то, какую информацию получают наши дети о мире через игрушки и предметы, которыми они пользуются, как это действует на психику детей и как это формирует их ценностно-смысловую сферу.

Понятие «психологическая составляющая» игрушек и других предметов для детей пока является новым в психологии, оно будет еще наполняться конкретным содержанием и конкретизироваться. В настоящее время можно охарактеризовать его следующим образом:

Психологическая составляющая включает те компоненты оформления предметов, которые направлены на формирование у ребенка всех сторон психики и связаны с психическим воздействием на ребенка.

Формирование психики ребенка:
·        Отдельные психические процессы (восприятие, внимание, память, мышление, речь);
·        Целостные психические образования (самоконтроль, игровая деятельность, постановка цели и подбор средств ее достижения, общение, совместная деятельность, творческие способности);
·        Эмоционально-волевые процессы;
·        Ценностно-смысловая сфера ребенка;
·        Социальная позиция;
·        Позиция «Я-Мир» (доверие к миру, уверенность в себе, доверие и уважение к другим);
·        Ролевые позиции (половая, возрастная, супружеская, родительская).

Психическое воздействие на ребенка:
·        Воздействие на органы чувств (цвет, форма, структура поверхности, звуки);
·        Воздействие на нервную систему;
·        Воздействие на эмоциональную сферу;
·        Воздействие на представления о мире.

Основные требования, которым должна удовлетворять психологическая составляющая игрушек:
·        Соответствовать возрастным особенностям психических процессов ребенка, ведущей деятельности и зоне ближайшего развития;
·        Соответствовать задачам развития, на которые направлено использование данного предмета;
·        Соответствовать задачам формирования образа мира ребенка;
·        Соответствовать особенностям совместной деятельности ребенка со взрослым в данном возрасте;
·        Соответствовать возрастным задачам формирования ролевых позиций.

Для оптимизации воспитания детей и реализации поддержки высокого качества жизни общества и психологического здоровья нации в широком смысле необходимо ввести научное обоснование психологической составляющей услуг и товаров для детей, посредством которой транслируется основное ценностно-смысловое содержание идей и задач общества.»

Г.Г.Филиппова