Я и Малыш: Что он умеет

Книга: Беременность. Консультации акушера-гинеколога и психолога
Авторы: Г. Г. Филиппова, Е. И. Захарова, Е. Ю. Печникова

Позади беременность и роды. Многие в этот момент восклицают: «Ну вот, все позади!» Пришло время по-иному взглянуть на наше жизненное пространство. Если ближайшие перспективы определялись моментом рождения ребенка (когда ОН родится…) то теперь этот долгожданный момент превращается не в итог а в начало  пути. Все только начинается! Впереди долгие годы которые вы проживете вместе. Вместе с пожеланиями доброго пути необходимо сказать, что то, как сложится ваша совместная жизнь, во многом определяется тем, как вы проживете первый год.

Именно в этот период закладывается характер ваших будущих отношений - станете ли вы для ребенка близким человеком, с которым ему захочется разделить радости и печали, будет ли он испытывать к вам любовь и уважение. Этот первый, очень важный год жизни ребенка определяющим в становлении многих его индивидуальных особенностей - он может вырасти общительным или замкнутым оптимистичным или ожидающим от жизни одних неприятностей, пытливым, заинтересованным или пассивным, избегающим нового, неизведанного. Поэтому нам кажется важным остановиться на некоторых моментах развития малыша.

Что он умеет

Человек - самое совершенное существо, созданное природой. Это доказано особенностями физического строения, организацией нервной системы. Возможности человека в регуляции собственной деятельности поистине безграничны. В то же время новорожденный младенец — самое незащищенное, уязвимое существо в природе. Человеческое дитя в самой меньшей степени наделено способностями поддерживать жизнь в организме. Такой парадокс не случаен. Отсутствие заранее заданных способов передвижения, питания и взаимодействия обеспечивает абсолютную свободу ребенку усвоить любые формы поведения, стать кем угодно.

Есть ли что-нибудь, чему ребенка не надо учить? Он обладает только небольшим набором рефлексов, обеспечивающих элементарные пищевые и оборонительные акты. Если капелька жидкости попадет малышу в рот, он обязательно проглотит ее, если прикоснуться к его щечке рядом с уголком рта — начнет поворачивать в эту сторону головку и открывать ротик в поисках материнской груди. Чиханье, зажмуривание глаз, подтягивание ножек к животу выполняют оборонительную функцию. Интересно, что в этих элементарных реакциях проявляется родство с животными-предками. У человеческого ребенка нет ни одного рефлекса, который бы мы не могли наблюдать у детенышей животных, что еще раз подтверждает родство с животными-предками.

Особый интерес представляет группа автоматических реакций, которые в отличие от пищевых и оборонительных не являются жизненно важными для ребенка. Это рефлексы-атавизмы. Новорожденный ребенок, являясь совершенно беспомощным, обладает удивительной цепкостью. Малыш, так же как детеныши высших приматов, может повиснуть, уцепившись ручками за палку или пальцы взрослого, может плавать под водой, совершая плавательные движения ручками и ножками. Жизнь этих рефлексов недолговечна. Не будучи использованы, они быстро исчезают.

Перед молодыми родителями встает вопрос: можно ли стимулировать двигательное развитие ребенка путем тренировки указанных рефлексов? Можно ли научить ребенка плавать, используя врожденную автоматическую реакцию («плавать раньше, чем ходить»), или развить способность владеть рукой в результате тренировки рефлекса? Действительно, путем упражнений можно поддержать, продлить жизнь врожденных реакций. В результате таких тренировок укрепляются мышцы ребенка, он становится более крепким физически. Однако необходимо помнить, что указанные реакции не являются специфически человеческими формами поведения, то есть люди так не плавают, не ползают, не висят.

Способы человеческого поведения не передаются по наследству, поэтому для того, чтобы овладеть ими, ребенок должен получить помощь взрослого человека.

Родитель дает малышу образец человеческого действия и побуждает к его усвоению.