Развитие психических возможностей младенца: Научимся видеть и слышать

Книга: Беременность. Консультации акушера-гинеколога и психолога
Авторы: Г. Г. Филиппова, Е. И. Захарова, Е. Ю. Печникова

Первое, что необходимо малышу, — это научиться воспринимать окружающий мир. Глядя на новорожденного, можно подумать, что он слеп и глух, потому что мы не видим никакой реакции на звук или появляющийся в поле зрения предмет. Только в период от 1 до 2 месяцев мы обнаружим, что он видит и слышит. Свидетельством этого становится замирание ребенка в ответ на звук или появившийся яркий блестящий предмет. Он еще не смотрит и не поворачивает голову на звук, но все его внимание обращается к появившемуся раздражителю — он полностью сосредоточился на нем. Эта готовность чувствовать является предпосылкой развития активного восприятия.

В 2 месяца малыш уже может определить направление, по которому осуществляется воздействие. Он поворачивает глаза и голову в сторону звука или предмета. Однако сначала взгляд младенца скользящий, он не задерживается долго ни на чем, только к 3 месяцам мы начинаем замечать, как взгляд малыша сначала на несколько мгновений, потом все дольше и дольше останавливается на окружающих предметах. Ребенок начинает рассматривать.

Первый объект познания для него — человеческое лицо. Именно на нем он сосредоточивается дольше всего. И не случайно. Мы уже говорили о том, насколько значимым является для него другой человек. От него зависит вся его жизнь, поэтому важнее всего научиться понимать его.

Второй важнейший объект познания ребенка — собственные ручки. Трехмесячный малыш наблюдает за ними как за посторонними предметами — ведь ему еще предстоит понять, что это его руки и ими можно владеть. А пока еще он наблюдает за движением ручек перед лицом, играет пальцами, начинает сцеплять и расцеплять их, прижимать ладони одну к другой. Этот процесс чрезвычайно важен для всего будущего развития ребенка. Рука станет для него самым совершенным средством познания, но сначала надо постичь ее возможности, соотнести движение с видимым результатом, подчинять движения пальцев своим желаниям, научиться владеть рукой.