Раннее детство и предметно развивающая среда

Раннее детство - особый период становления органов и систем и прежде всего функции мозга. Доказано, что функции коры головного мозга не фиксированы наследственно, они развиваются в результате взаимодействия организма с окружающей средой. Особенно интенсивно это происходит в первые три года жизни.

Современный ребёнок испытывает недостаток тактильных, слуховых, обонятельных ощущений. Порой он воспринимает окружающий мир линейно, однобоко. Вернуть всю полноту восприятия через взаимодействие с реальными объектами - главное назначение сенсомоторного уголка, создаваемого сегодня во многих дошкольных учреждений.

Известно, что чем больше число сенсорных систем задействовано в процессе воспитания и обучения ребёнка, тем успешнее и эффективнее происходит его развитие. Между тем технологизация современной жизни создаёт дефицит сенсорного опыта детей, замещая его визуальными и виртуальными образами.

Сенсомоторный уголок предназначен главным образом:
  • Для стимуляции сенсорных функций ( зрение, осязание, слух, обоняние и т. д. );
  • Развития мелкой моторики, стимуляции двигательной активности;
  • Снятие мышечного и психоэмоционального напряжения, достижения релаксации и комфортного самочувствия детей;
  • Создания положительного, эмоционального фона, повышения работоспособности ребёнка;
  • Активизации когнитивных процессов ( мышления, внимания, восприятия, памяти);
  • Повышения мотивации к самостоятельной и экспериментальной деятельности дошкольников.
Наша модель среды группы базируется на двух простых целях:

 

  1. Детский сад - это второй дом для детей, в котором им должно быть уютно и радостно.
  2. Для полноценного разностороннего развития детей необходима специально организованная среда для игр, отдыха и занятий.

Анализируя программу первой младшей группы, размышляя о том, каким должен быть дидактический и игровой материал, мы постарались создать для детей предметно - развивающую среду, с учётом их возрастных особенностей, а именно больше уделяли внимание на развитие сенсорных способностей.

Нам хотелось оформить группу так, чтобы детей, которые впервые идут в детский сад, привлекали красивые, яркие, красочные пособия и игрушки. Как театр начинается с вешалки, так и детский сад начинается с групповой раздевалки. При встрече с детьми в приёмной, мы стараемся создать атмосферу домашнего комфорта и уюта. Предлагаем им яркие, красочные, заводные, мягкие, любимые игрушки детей, которые поселились на разноцветных полках. Образ дома у нас создаёт групповой интерьер комнаты. Заходя в группу, дети проходят, соприкасаясь через сенсорно - разноцветный ленточный душ - ощущая его своим телом, тактильно, какой он мягкий, нежный и лёгкий.

При организации сенсомоторного уголка в первую очередь необходимо выбрать место его расположения в групповом помещении. Оно должно быть удобным для доступа детям. Особое внимание следует уделить подбору сенсомоторных объектов для уголка. Они должны быть безопасными для жизни и здоровья ребёнка. Уголок должен содержать постоянные и дополнительные объекты, которые вносятся в зависимости от потребности и темы занятия.

В нашей группе оборудован уголок сенсорики, в виде сказочного теремка. На полках размещены игры: пирамидки, сенсорные кубики, волшебные шарики.

Также мы приобрели разнообразные тематические вкладыши и другие пособия  для решения задач сенсорного воспитания. Используем  специальное игровое  панно, с помощью которого дети учатся действовать с разнообразными застёжками,  упражняются  в различении и назывании цветов спектра. Данное пособие развивает мелкую моторику рук, знакомит с различными свойствами предметов: цвет, размер, форма.

Для развития речевых способностей:
  • используем куклы – малютки;
  • марионетки;
  • пальчиковый и настольный театр;
  • куклы – рукавички;
  • играем в день рождения;
  • в дочки – матери;
  • в игру «оживим» наши сказки.

  
Для развития зрительных способностей: играем в игры, способствующие различению и называнию цвета (2-3), контрастных размеров (большой и маленький), формы (шарик, кубик, кирпичик). Используем разноцветные волшебные бегущие шарики.

Мы используем следующие дидактические игры:

ЦВЕТ: «Подбери блюдце к чашке»; «Воздушные шары»; «Подбери куклам бусы, игрушки»; « Волшебная мозайка»; «Красивый забор»; «Посади цветок»; «Жучок заблудился» и т. д.
ФОРМА: «Собери любой предмет»; «Собери похожее»; «Часть и целое»; «Подбери по форме»; «Похожий не похожий» и т. д.
РАЗМЕР: « Пирамидки»; «Подбери по размеру»; «Вкладыши»; «Большие и маленькие» и т. д.


Для развития мелкой моторики руки и для ознакомления детей с различными свойствами предметов мы используем следующие дидактические игры и пособия:

«Волшебное дерево»; «Сделай бусы»; «Подарки из прищепок»; «Сложи листик»; «Волшебные палочки»; «Пуговичная поляна»; «Шнуровки»; «Заверни малыша» и т. д.

В играх с песком, водой, снегом знакомим детей со свойствами этих материалов ( песок сыпется, из мокрого можно лепить, разливаем воду из сосуда по чашечкам).

Рисуем различными пишущими средствами на поверхностях разного цвета и свойства ( бумага белая, цветная, доски, ковролин), лепим из теста.

Для развития двигательной активности детей в игровых уголках группы размещены разные на ощупь игрушки ( волшебный сундучок с сюрпризом; большие мягкие игрушки; сенсорный паровозик; в центре группы – мягкие кубики). Дети обожают кататься на горке, играть с мячами разного размера, заниматься гимнастикой, лазать на лестницы и спускаться с них, копать землю в саду, играть с камнями, поливать, выдирать сорняки, катать игрушки. Любим карабкаться на предметы, сохранять равновесие при ходьбе по доске, по дорожкам со следами ступней, с ладошками, с кочками, с пуговицами, с крышками, ходить и танцевать под музыку на координацию рук и ног. Играют  в подвижные игры с разнообразными движениями:

«Догони мяч»;  «Через речку»;  «Самолёты»;  «Догони меня»;  «В воротики»;  «Обезъянка»; «Мой весёлый звонкий мяч»; «Зайка серенький сидит»; «Где звенит»; «Поезд» и т. д.

Для развития слуха: приобретаем игрушки, издающие различные звуки, ищем друг друга или предмет по звуку, по описанию места где он спрятан, слушаем и поём песни из мультфильмов. Для развития музыкального слуха играем в музыкальные инструменты, играем в музыкально-дидактические игры:

«Кто в домике живёт»; «Динь - дон»; «Угадай на чём играю» и т. д.
Используем кассеты и диски со звуками: крики домашних животных и птиц, звуки природы, звуки воды, звуки грозы, шелест листьев.

Для развития обоняния - запахи выполняют важную связующую функцию между телом и сознанием. За доли секунды сигнал передаётся из обонятельного центра в определённый отдел мозга, который управляет эмоциями. Таким образом можно направленно воздействовать на настроение ребёнка: взбодрить его или наоборот, успокоить и т. п. Игры:

«Мой любимый запах»; «Ароматы цветов»; «Узнай запах» и т. д.

Для осязания: различные материалы с разной фактурой ( кусочки меха; шёлка; шкурки; бархатной бумаги); выпуклые буквы, цифры. Очень любят играть с разными по форме мелкими предметами. Игры:

«Найди на ощупь»; «Найди и покажи»; «Опиши предмет» и т. д.

Ценность игр  состоит  в том, что их содержание учитывает особенности психики ребенка, интригует его, мобилизует внимание, интерес и незаметно втягивает ребенка в процесс «думанья» над задачей. Происходит  активизация  психологических процессов (анализирующее восприятие, память, мышление, речь), а также качеств личности (целесообразность, настойчивость, самостоятельность, усидчивость и др. ) Все эти игры дают широкое поле действия для педагога.

Мы стараемся сделать так, чтобы детям в нашем саду «Радость» было уютно, интересно и радостно. Используя данную технологию обучения, дети стали лучше осваивать материал. Это связано  с тем, что знания подаются детям в игровой форме. Дети увлечены игрой и не замечают, что они включены в процесс обучения. Да и для нас самих наша группа стала настоящим домом, в котором хорошо и малышам и взрослым.  

                                                             
                                                                        Методист, педагог младшей группы
                                                                                 Детского сада «Радость»
                                                                            Щекотихина Юлия Михайловна