РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА: возраст 1-2 года

Вашему малышу исполнился год. И теперь летоисчисление ведется не месяцами, а годами. Ваш малыш уже многое умеет. Поэтому некоторые родители полагают, что после исполнения года ребенок стал большим и более не нуждается в особом внимании и уходе. Его оставляют действовать по своей воле, а родители заботятся только об одежде и еде. Однако именно в этом возрасте ребенку необходима любовь и присутствие родителей, их внимание. Это очень важно для развития новых возможностей малыша (ходьба, ловкость, речь) и для знакомства с окружающим миром.

Помните, что в возрастной период от одного до двух лет ребенок находится в стадии исследований и постоянных упражнений, которые большинство родителей находят утомительными и даже мучительными. Но очень важно учесть, что вмешательство с целью "приструнить" ребенка, убедить его словами или даже более сильными мерами "быть умницей", оказывает на него тормозящее действие. Подберите несколько игрушек разного цвета (машинки, резиновые или пластмассовые зверюшки) и листы картона или бумаги тех же цветов, что и игрушки.

На втором году жизни формируются сложные и важные функции мозга, начинает складываться характер. В этот период формируется поведение ребёнка, кроха начинает проявлять самостоятельность. Малыш учится понимать речь взрослого и активно говорить сам. Происходит дальнейшее сенсорное развитие. Развиваются движения, действия с предметами, формируется игровая деятельность. Формирование у ребенка той или иной привычки начинается с обучения его соответствующему навыку. Приобретенная привычка становится своего рода потребностью делать так, а не иначе. На основе привычек формируются черты характера. Так, воспитывая у ребенка привычку поддерживать порядок в игровом уголке, складывать одежду при раздевании, родитель закладывает основу для формирования таких черт характера, как аккуратность, опрятность.

Дети второго года жизни способны усвоить гораздо больший объём знаний в игровой форме, сравнительно с предыдущим возрастным этапом. Знания, которые усваивают малыши имеют, преимущественно, практический характер. В этом возрасте дети эмоционально откликаются на музыку, художественное слово, ритм, интонацию. Эту особенность следует учитывать во время организации общения с малышом для формирования у него необходимых умений и навыков.

Развитие речи ребенка - один из самых волнующих вопросов для родителей. Все мы знаем, что речь – это мощный и важный фактор и стимул развития ребенка. Обратитесь за консультацией к логопеду, дефектологу, эти специалисты проведут исследование формирование речи и имеющихся проблем связанных с речью, возможны капризы из- за непонимания потребности ребенка, так как ему трудно эту потребность высказать словами. Очень важно, чтобы родители знали, что является специфической особенностью для данного возраста,  что отклонением от правильного развития речи, а что относится к ее расстройствам. Чтобы увидеть, есть ли проблемы у ребенка и в чем они заключаются, необходимо сопоставить развитие речи в норме с тем, как протекает речевая деятельность Вашего ребенка. После года развитие речи идет стремительно. Ребенок все больше и больше произносит осмысленных звукосочетаний, слов.

Ребенок в процессе общения просит, указывает, требует и сообщает. Язык мимики и жестов начинает постепенно угасать. К полутора годам дети могут показать некоторые части тела, выполняют простые инструкции, понимают содержание несложных рассказов по сюжетным картинкам. Между полутора и двумя годами появляются предложения, состоящие их двух и трех слов. У большинства детей к празднованию второго дня рождения или несколькими месяцами позже происходит настоящий «взрыв» развития речи. Быстро увеличивается его словарный запас (к 2 годам активный словарь составляет 300-400 слов), слова приобретают обобщающее значение, появляются глаголы и другие части речи, которые употребляются в различных грамматических формах, предложение состоит из нескольких слов. К концу второго года жизни речь становится основным средством общения.

Косова Светлана Алексеевна
к.м.н., старший научный сотрудник лаборатории организации медицинской помощи детскому населению, отдел социальной педиатрии, ФГБУ "Научный центр здоровья детей" РАМН