Психогимнастика для дошкольников

Работет в области дошкольного воспитания и развития детей не первый годУважаемые родители, с 1 сентября 2009 года на базе детского сада «Интеграция XXI век» начинаются занятия психогимнастикой с элементами сказкотерапии для психологического здоровья и физического развития ребенка. О подробностях курса рассказывает психолог детского сада, кандидат психологических наук, Екатерина Пупырева.

«Имея дело с ранним развитием детей дошкольного возраста уже не первый год, я нередко получаю вопросы и пожелания от родителей и воспитателей о возможности избежания формирования или возможности коррекции у ребят нежелательных черт характера или поведения», – рассказывает Екатерина Пупырева. – «Один ребенок постоянно дерется, другой – слишком нервный, третий боится себя проявить, при этом почти все современные дети не выносят критики и не умеют проигрывать. Очевидно, что причины такого поведения у всех разные, и разбираться в них приходится индивидуально. Однако, каковы бы ни были причины, задача специалиста-психолога – помочь детям преодолеть их трудности, а родителям – найти общий язык и взаимопонимание с ребенком.

Курс психогимнастики с элементами сказкотерапии представляет собой цикл занятий, этюдов, упражнений, направленных на развитие и коррекцию различных особенностей психологического развития детей с акцентом на эмоционально-личностную сферу каждого ребенка. Умение общаться с другими, понимать самого себя и ближнего, адаптироваться к различным условиям пребывания – это так же важно в современном мире, как и уровень подготовки к школе и интеллектуальный склад ребенка, к которым отечественная система образования предъявляет сегодня очень высокие требования.

Основная цель психогимнастики – научить ребенка справляться с жизненными трудностями. Развивающаяся личность ребенка должна осознать, что между мыслями, чувствами и поведением существует связь, и что эмоциональные проблемы вызываются не только ситуациями, но и их неверным восприятием. Занимаясь психогимнастикой, дети изучают различные эмоции и проигрывают их, получая возможность управлять ими.

Что очень важно для хорошего здоровья и эмоционального развития детейНа занятиях психогимнастикой дети обучаются азбуке выражения эмоций — выразительным движениям. Преодоление барьеров в общении, развитие лучшего понимания себя и других, снятие психического напряжения, создание возможностей для самовыражения – все эти можно задачи также решить на занятиях. Особое значение в психогимнастике придается общению детей со сверстниками, что очень важно для нормального эмоционального здоровья ребенка и развития.

Как же происходит коррекция поведения личностно развивающегося ребенка? Игровые роли между детьми распределяются так: роль, напоминающую нежелательные черты характера и поведения ребенка, получает один ребенок, а желательные черты характера и поведения демонстрирует в этой же ситуации другой ребенок или ведущий, затем первый и второй ребенок (или ведущий) меняются ролями. Иногда ребенок, у которого необходимо исправить то или иное отклонение в поведении, сначала смотрит сценку, где один из играющих демонстрирует отрицательные черты его характера и поведения, после чего маленький наблюдатель выбирает себе любую роль в этом же этюде. Сценка повторяется несколько раз.

Таким образом, личностно развивающийся ребенок получает сведения о том, как другие справляются с ситуацией, он узнает, что в одной и той же ситуации можно вести себя плохо и хорошо. В ход пускается механизм отождествления, ребенок на эмоциональном уровне осознает себя, остается только во время саморасслабления укрепить приобретенные им на психогимнастике новые знания о себе.

Психогимнастика рекомендована для развития ребенка дошкольника в возрасте 4-6 лет, при этом не только с целью коррекции определенных черт характера и поведения, но и с целью их профилактики. «На занятиях психогимнастикой дети играют, разыгрывают сценки, рисуют, общаются с природой, сочиняют истории, даже слушают музыку», продолжает психолог детского сада «Интеграция XXI век».

Таким образом, детям, прошедшим курс психогимнастики становится проще общаться со сверстниками, легче выражать свои чувства и лучше понимать чувства других. У ребят вырабатываются положительные черты характера (уверенность, честность, смелость, доброта и т.п.), и изживаются такие нежелательные проявления, как страхи, опасения, неуверенность.»