Наши дети: что у них в голове?

"Современные дети совершенно другие. Просто инопланетяне какие-то", - восклицает моя приятельница, а в глазах - восхищение и растерянность. И действительно, с любым гаджетом находят общий язык за минуту, высказывания их часто глубоки и необычны, а интересы…

Как их понять? Что у них в голове? Как находить с ними общий язык?

Удивительно, но эти вопросы почти не исследовались в нашей науке последние 30-40 лет. К счастью, мне удалось найти для вас исследование, опубликованное в 2017 году кандидатом психологических наук, доцентом кафедры дошкольной педагогики и психологии факультета психологии образования МГППУ Клопотовой Екатериной Евгеньевной. О нем мы сегодня и поговорим.

В ЧЕМ СУТЬ ВОПРОСА

Как известно, правильно поставленный вопрос - уже половина ответа. Так давайте его зададим.

Что заставляет нас делать то или иное, что подвигает действовать определенным образом, что направляет наши мысли и даже влияет на выбор друзей? Это наши ценности.

Ценности - это наши внутренние убеждения, руководящие в жизни. Они регулируют наше поведение и деятельность. Проще говоря, то, что мы считаем важным у нас в голове, определяет то, что говорит наш язык и делает наше тело. 

Хоффман, который изучал учебную мотивацию школьников вообще пришел к выводу, что ее формируют именно ценности человека. Психологи также давно пришли к выводу, что если люди и сходятся по любви, то остаются надолго вместе, только благодаря общим ценностям. Сошлись ли они в семье, в дружбе или в трудовом коллективе.

Но вернемся к детям. Давно определено, что дошкольный возраст - время фактического складывания личности.

Проведенные на сегодняшний день исследования позволяют говорить о том, что у детей дошкольного возраста уже формируются ценностные ориентации. В частности, установлено, что ребенок старшего дошкольного возраста, ориентируясь на уже усвоенные ценности, может противостоять взрослому, нарушающему правила поведения, а также способен замечать ненормативное поведение сверстника и подчинять свое поведение социально желаемым нормам.

Однако обновленных данных о том, как изменившаяся за 40 лет социальная ситуация повлияла на мотивационно-потребностную сферу дошкольников, практически нет. Ученые люди с выдумкой, и группа Клопотовой решила не только выяснить, каковы ценности наших детей, но и сравнить их с ценностями малышей 1970-1980-хх годов. А проще говоря, узнать, что современные дошкольники считают для себя важным и сравнить это с тем, как думали их сверстники 30-40 лет назад.

ЛЕТИ, ЛЕТИ ЛЕПЕСТОК

Изучив состояние проблемы, для проведения исследования, позволяющего не только выявить ценностные ориентации современных дошкольников, но и показать, какие изменения в этой сфере произошли за последние десятилетия, была выбрана методика «Волшебный цветок», разработанная в 1970–1980-х гг. Т.А. Репиной. Она выявляет желания ребенка и позволяет судить о направленности его ценностных ориентаций.

Проведенное в 2014–2015 гг. исследование современных дошкольников полностью повторяло эксперимент Т.А. Репиной прошлых лет. Детям предлагалось поиграть в игру «Волшебный цветок», отрывая по лепестку и загадывая заветное желание.

Насколько серьезно малыши отнеслись к заданию, можно судить по их реакции. Некоторые спрашивали: «А мои желания поправдошному сбудутся?», «А что делать, если желания не сбудутся?» и др. Обычно дети очень сосредотачивались и задумывались, прежде чем произнести свое желание.

В эксперименте приняли участие 200 детей старшего дошкольного возраста (100 мальчиков и 100 девочек), посещавших детские сады Москвы.

ТАК ЧТО ЖЕ У НИХ В ГОЛОВЕ?

Первым удивлением исследователей стало то, что методика 40-летней давности работает и с современными детьми. Не так уж сильно изменилось наше мышление, как мы думаем. Но вот сравнительные показатели были уже, конечно, другие. 

Подавляющую часть желаний современных дошкольников составили желания обладать чем-либо. И, как ни удивительно, об игрушках речь шла достаточно редко. Чаще всего дети хотели не конкретные игрушки, как дошкольники, принимавшие участие в исследовании прошлых лет, а игрушки однотипные, но главное – «много» и «новые». Современные дошкольники говорили о своем желании иметь планшет, сенсорный телефон, компьютерные игры, о чем дошкольники прошлого столетия даже не мечтали. В отличие от своих сверстников прошлого века многие современные дети желали денег, причем не для семьи, а лично для себя.

На втором месте оказались велосипеды, роликовые коньки, скутеры и даже автомобили. Девочки достаточно часто выражали желание иметь красивую одежду.

Желания саморазвития заключались в том, что дети хотели научиться тому, чего не умеют: читать, кататься на роликах, ездить на лошади, плавать, танцевать танго и др.

Пожелания личного комфорта заключались в том, что дети хотели иметь отдельную комнату, чтобы их не будили по утрам или в тихий час, чтобы папа не ругался и др.

Еще одну группу желаний дошкольников можно охарактеризовать, как потребность в самоутверждении. К ним мы отнесли такие пожелания: хочу стать самым сильным, самой красивой, хочу быстрее всех бегать в салках, быть главным в игре и др.

Значимые различия также были зафиксированы в группе пожеланий, направленных в адрес своей семьи. Современные дети выразили в четыре раза больше такого типа пожеланий, чем их сверстники, принимавшие участие в исследовании Т.А. Репиной. Эти пожелания были связаны не только с приобретением каких-то благ для семьи (новая квартира, машина, телевизор и др.), как это было в предыдущем исследовании, но и с семейным времяпрепровождением (примерно половина пожеланий) – дети хотели поехать всей семьей в деревню, на море, пойти в кино, на аттракционы и др.

В отличие от детей прошлого века современные дети практически не высказывали пожеланий в адрес детского сада.

Уменьшилось у современных дошкольников количество пожеланий «отдельным людям» и «всем людям на земле». Но по содержанию эти желания не изменились. Дети также хотели «чтобы не было войны», «чтобы все были счастливы» и др. Отдельным людям (членам семьи, друзьям и др.) дети желали того, чего, по их мнению, им не хватает.

Таким образом, можно говорить о том, что основные изменения произошли в увеличении направленности современных дошкольников на удовлетворение собственных потребностей, в увеличении значимости для дошкольника роли семьи и в практически отсутствии интереса к детскому саду.

Анализируя результаты, представленные исследователями, можно утверждать, что, не смотря на все различия, наибольшее количество пожеланий дошкольников предыдущих лет и современных относятся к сфере отношений и общения. Как у современных дошкольников (42 %), так и у детей, участвовавших в эксперименте Т.А. Репиной (40 %), количество таких пожеланий практически одинаково. Содержание эти желаний тоже имеет много общего. Так же, как у детей в эксперименте Т.А. Репиной, у современных дошкольников большинство желаний связано с самоутверждением, они хотят «пойти в школу», «скорее вырасти», «научиться читать», «быть большим и сильным», «стать красивой» и др.

Так же, как и их сверстники, современные дети высказывали пожелания относительно отношений с членами семьи («чтобы мама меня не ругала», «чтобы мы с братом не дрались», «чтобы мама меня хвалила») и со сверстниками («чтобы Маша и Варя со мной играли», «чтобы девочки водились только со мной», «чтобы мальчишки не дразнились»). По сравнению со сверстниками прошлого века (8 %) чуть большее количество желаний современных дошкольников (13 %) относится к познавательной сфере. В основном они сводятся к желаниям иметь домашних животных, чтобы наблюдать и ухаживать за ними, и желаниям куда-то поехать – «в Африку», «в Австралию». Три ребенка изъявили желание получить микроскоп, один ребенок захотел подзорную трубу и еще один – «набор для опытов».

Исследователи определили, что бытовое обустройство для современных дошкольников в два раза менее интересно, чем для их сверстников прошлого века. Пожелания в бытовой сфере у современных дошкольников сводились либо к желанию помогать взрослым, либо к обустройству собственной комнаты («хочу себе в комнату телевизор», «хочу кровать, как замок принцессы» и др.).

Исследователи делают вывод, что влияние социокультурных условий не повлияли на стремление детей к общению и взаимодействию, но увеличили их ориентировку на свои потребности и нужды.

А КАКИЕ ВЫВОДЫ МОЖЕМ СДЕЛАТЬ МЫ

  • Результаты проведенного исследования говорят о том, что ценности современных дошкольников значимо отличаются от ценностных ориентаций их сверстников 1970-1980-х гг. Почему? Жизнь изменилась, изменились и потребности. Надо сказать, я тоже уже не мечтаю о собственном экипаже. Зачем, ведь сейчас эта проблема решается быстрее и дешевле.
  • Ясно видно возросшую значимость роли семьи для современного дошкольника при практически полной потере значимости роли детского сада.
  • Основное, что обращает на себя внимание – увеличение числа детей, демонстрирующих личностную центрацию, ориентировку только на свои потребности и нужды. Эгоизм ли это? Конечно нет. 

И ЧТО НАМ СО ВСЕМ ЭТИМ ДЕЛАТЬ?

С одной стороны, можно взгрустнуть, читая, что идеи коллективизма ушли у детей на задний план. Но плохо ли это?

Наши дети будут жить в другое время. Мы даже не знаем, что еще изменится в ближайший год, не то что за 10 лет. Способность жить в условиях непредсказуемости - вот, видимо, к чему готовит детей сейчас их чуткая природа.

На смену коллективизму приходит кооперация, то есть командная работа. А в команде каждый человек - лидер в своей сфере, яркая индивидуальность, при этом умеющая учитывать мнение других, работать слаженно с другими на благо общей цели. Чтобы “получить” такого взрослого человека, дети должны учиться разбираться в себе и взаимодействовать. А где этому еще научиться, как ни сначала в семье?

И если мы составим иерархию ценностей, то она будет выглядеть так: я-семья-друзья-другие люди. По-моему, это очень здоровые показатели, как вы считаете?

Так что, похоже, природа снова все мудро устроила. Нам остается только помочь со своей стороны ребенку лучше понимать себя, расширять его кругозор, помогать формировать у него позитивный образ себя. Впрочем, эта тема для следующего разговора.

Полный текст исследования можно прочитать тут: Клопотова Е.Е. Особенности ценностных ориентаций современных дошкольников // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2017. Том 9. № 1. C. 96–105 doi: 10.17759/psyedu.2017090110

Автор статьи:
Наталья Здерёва - педагог-психолог, специалист по развитию памяти и внимания у детей. Автор развивающих книг и пособий. Автор развивающей игры-пазлов “Развиваем креативное мышление”. Ведущая Лектория для родителей издательства Робинс 


..Следующая страница->