Начинаем общаться

Книга: Беременность. Консультации акушера-гинеколога и психолога
Авторы: Г. Г. Филиппова, Е. И. Захарова, Е. Ю. Печникова

Жизнь человека отличается от жизни других живых существ тем, что его окружает не только мир природы, но и мир человеческих отношений. Жизнь чело века — это жизнь в обществе, и для того, чтобы стать человеком, важно не столько научиться понимать природные явления, сколько понимать других людей, согласовывать с ними свои действия и намерения.

Именно эту науку начинает осваивать малыш на первом году своей жизни, и то, насколько успешно будет решена им эта задача, опять-таки зависит от окружающих его людей.

Родитель, заботясь о ребенке, обеспечивая поддержание его жизни, вступает с ребенком во взаимодействие, тем самым создавая вокруг него социальную среду, необходимую для психического развития. Но наличие человеческих отношений вокруг ребенка еще не означает того, что он сразу же станет их участником. Общаться надо захотеть!

Попробуем задать себе вопрос: откуда может появиться это желание? Совершенно очевидно, что новорожденный малыш внешне безразличен к окружающим его людям. Как нам хочется увидеть отклик в его глазах на наши слова, нашу улыбку! Но он безучастно смотрит на нас, не выражая никакой заинтересованности в нашем присутствии. Это ни в коем случае не является проявлением негативного отношения, просто он еще не знает, что такое люди, чего от них ждать, не знает, что такое общение — хорошо это или плохо. Близкие люди должны предложить малышу этот опыт, и от того, как это будет сделано, он начнет испытывать потребность общаться или станет избегать ситуации общения.

Вся ситуация развития ребенка, его абсолютная беспомощность делают неизбежным взаимодействие с взрослым. Взрослый ухаживает за малышом, кормит его. Постепенно вид взрослого человека начинает олицетворять для ребенка удовольствие, получаемое от пищи, сухой, удобной одежды. Но, как свидетельствуют исследования, этого недостаточно. Дети, оказавшиеся в больнице или детском доме, также получают необходимое питание и уход, однако в них не пробуждается потребности в присутствии взрослого, кроме как в часы кормления. Такие дети могут долго лежать спокойно, не требуя ничьего внимания. Какое же общение пробуждает стремление к людям?

Непременное условие такого взаимодействия — его эмоциональность. Только любящий взрослый может разговаривать с ребенком, даже если тот ничего не понимает, никак не реагирует на его слова, только любящий взрослый будет нежно поглаживать тельце ребенка, перебирать его ручки, ножки — делать массу вроде бы совершенно бесполезных и ненужных вещей. Только любящий взрослый сможет увидеть улыбку в невольной гримасе детских губ, кивок головы (выражающий согласие) в непроизвольном движении ребенка и с радостью откликнуться. Все это придает неповторимую прелесть взаимодействию как таковому, и очень скоро малышу захочется не только получить от вас пищу, но еще и еще раз испытать вашу любовь и ласку.

Второе важное условие — поддержание инициативы ребенка. Это требование является в некоторой степени условным, так как собственно инициативы младенец сначала не проявляет. Для него отдельные движения собственного тела еще не имеют никакого значения. Он лишь отвечает на внешние воздействия и только через некоторое время установит связь между собственными движениями и реакциями другого человека. Для того чтобы это произошло, родитель должен внимательно следить за действиями малыша и незамедлительно реагировать на них. Необходимо отвечать на возможные предложения ребенка пообщаться, увидев его взгляд, обязательно нужно улыбнуться ему, сказать ласковое слово. Таким образом взрослый поощряет малыша к общению, которое очень скоро станет его первой социальной потребностью.

В результате взаимодействия любящего взрослого и ребенка примерно к концу 3-й недели младенец начинает выделять из окружающих его предметов лицо взрослого, которое присутствовало в главные моменты удовлетворения его потребностей, фокусировать на нем взгляд, улыбаться. На основе этого к 1,5 месяцам происходит появление так называемого «комплекса оживления» — бурной эмоционально-положительной реакции ребенка на приближение человека. Ребенок всеми возможными способами демонстрирует, как он рад присутствию взрослого. Он широко улыбается, вскидывает ручки, ножки, издает радостные звуки. С этого момента он перестает быть для нас безучастным объектом для манипуляций (пеленания, купания, кормления), а превращается в активного участника взаимодействия. Появление комплекса оживления служит свидетельством того, что ребенок освоил первые навыки общения с взрослым, стал равноправным партнером, который уже может проявить инициативу во взаимодействии.

После того как вы пробудили в ребенке потребность в общении с другими людьми, вы стали ответственным за ее удовлетворение. Теперь, когда он жаждет общения, очень легко сделать его несчастным. Без общения он будет тосковать, а некоторые родители пытаются использовать эту потребность как средство наказания («я с тобой разговаривать не буду»). И это говорят родители, которым и в голову не придет сказать: «Я не буду тебя кормить!» А общение необходимо ребенку как воздух, как пища.

Чем же грозит ребенку неудовлетворение потребности общения с самыми близкими людьми — родителями? Кажется, нет ничего более неестественного для ребенка, чем лишить его возможности общения с матерью. Однако часто под воздействием различных причин это происходит. Учеба матери, невозможность оставить работу, госпитализация ребенка, командировки родительницы — все это ситуации, в которых ребенок разлучается с матерью и испытывает дефицит общения с ней. Первым последствием этого для младенца становится возрастающая тревога, страх потери. Ведь малыш еще не в силах осознать, что мама никуда не денется, она обязательно вернется. Для ребенка первого года жизни исчезновение предмета из поля его восприятия означает его абсолютное исчезновение. Так же и в отношении близкого взрослого. Надо понимать, что уход матери даже на незначительное время он переживает как потерю, поэтому в течение первого года необходимо обеспечить постоянное присутствие близкого взрослого рядом с ребенком. Конечно, быть с ребенком каждую минуту невозможно, однако необходимо сделать так чтобы он постоянно ощущал рядом присутствие близкого взрослого, к которому у малыша уже сформировалась привязанность. Только так можно обеспечить появление к концу первого года жизни уверенности в доброжелательности и надежности окружающего мира, только так можно подвести малыша к попытке оторваться от близкого взрослого и устремиться навстречу познанию.