На стороне ребенка

Об отношениях между мужчиной и женщиной мы говорилим много. И все  что  сказано об этих отношениях,  в полной мере относится и к отношению с детьми.  Вы спросите:
« Как же так? То взрослые, а это дети?» И я вам отвечу: « А в чем вы видите разницу, поясните, пожалуйста?»  Чем дети отличаются от нас, взрослых людей?  Есть прекрасная немного сложная для восприятия  книга французского детского психоаналитика Франсуазы Дольто, которая так и называется «На стороне ребенка». В ней автор указывает эволюцию отношения к детям. Каким образом произошло так, как мы сегодня воспринимаем детей. Как именно? Как предмет, вещь, игрушку, собачку, нуждающуюся в дрессировке. И от этого становится очень больно, потому что мы перестали видеть в детях личностей полноценных, творческих, имеющих свои желания, свой способ восприятия  и взаимодействия с действительностью.

Очень тяжело смотреть на детей, развивая которых забывают  об  эмоциональном интеллекте, изначально заложенных способностях, предназначении, наконец.  Дети – это не вещь, не предмет, не наш придаток и даже не продолжение нас самих. Дети – это прежде всего люди, а потом уже и  наши учителя, зеркала, отражающие наши же  собственные проблемы, недоработки, спрятанные «скелеты» в шкафу. Подстраивая детей  под себя, делая их удобными для  совместного существования, мы не только очень сильно усложняем их дальнейшее развитие, жизнь, здоровье, восприятие себя, но и  таким же образом очень сильно обедняем свою  собственную жизнь, делая ее скудной, эмоционально блеклой. Заполняя всю жизнь отрока домашними  заданиями, секциями, занятиями, развивая  только интеллектуальный, иногда физический потенциал, мы совершенно забываем  про душу, а также дух собственного чада.  Пичкая  детей исключительно умственной информацией, мы забываем и про физический  труд и про обязанности и про взаимопомощь.  Занимая все их  время, буквально  каждую минуточку  различными видами деятельности, мы лишаем их жизнь искры, творчества, спонтанна, естественных, живых, свободных эмоциональных проявлений.

Настоящая близость и сила искренних, честных отношений не сравниться ни с какими другими. Очень важно не перепутать ее с многочисленными играми, использованием и подделками. А для этого у детей должна быть альтернатива, где они смогли бы почувствовать разницу между настоящим, искренним, естественным и фальшью, ложью и обманом. Мы должны и даже не просто должны, а обязаны научить этому своих детей! Мы должны внутри своей семьи предоставить им такую площадку, где они получат  возможность чувствовать и переживать, страдать, выражать свои эмоции, любить, а значит, и жить и дышать. Вырастая без опыта взаимоотношений, основанных на искренности, открытости, доверии,  на помощи,  обмене, другими словами дружбе, не имея возможности прорабатывать свои внутренние сложности, которые есть у всех уже при рождении,  мы лишаем их  необходимого опыта для построения здоровых отношений уже в своих собственных семьях.


Становясь старше, дети ничего не знают и про любовь, путая понятия и гоняясь за фантомами. Мальчики не знают как ухаживать за девочками, а значит и вырастают не понимая и не чувствуя себя  мужчинами, а девочки очень смутно представляют, что значит быть женщинами. Воспитывая девочек, и особенно мальчиков, которые не плачут,  а также  не печалятся и не грустят, не злятся и не обижаются, мы делаем их бесчувственными, мы закрываем им возможность естественного самовыражения. Не давая детям  возможность выразить свою боль и обиду, злость и разочарование, мы не понимаем, что лишаем еще  плодородную почву так необходимой ей влаги, тем самым очень затрудняя рост и развитие нашего растения, здесь я имею в виду ребенка.

Мы забываем, что сила человека вне зависимости от половой принадлежности  не в том, чтобы задавить свои чувства и нарастить еще большее количество масок, а сила в естественном и адекватном выражении своих эмоций, другими словами себя самого.   Почему же тогда  в более взрослом возрасте мы хотим от мальчиков и девочек  лидерства, воли, мужества, силы духа, собственного мнения? Откуда это возьмется, если не воспитывать, не взращивать нужные  качества в детях? Разве возможно  воспитать   словами дух или  позволить душе дышать также исключительно на словах?  И разве такие категории как надежность, ответственность, чуткость, доброта, деликатность имеют половую принадлежность? Душевность, нежность, искренность, тактичность, умение услышать, заботиться, поддержать также необходимы и мальчикам и девочкам, ведь именно в этом и проявляется умение любить и быть любимыми.  А теперь попробуйте ответить на один простой вопрос:
«Разве можно любить без чувств?». Согласитесь, что это нонсенс.  Но каким – то образом умственные изыскания становятся  основой для построения семей и причем,   не в одном поколении, ведь   такого рода искажения передаются по наследству. Мы передаем эти модели, стереотипы поведения, стереотипы реакций своим детям. Мы учим своих детей негативным примером своей собственной  жизни и именно это страшно.  А говоря правильные слова, мы просто еще больше усложняем ситуацию, запутывая детей. Поэтому  они   перестают верить себе и в себя, и  начинают  верить  нашим взрослым говорилкам.
Когда груз детских переживаний превышает возможности психики с этим справиться, то дети  начинают болеть и сильно. Это называется психосоматика.  Но мы, как родители продолжаем упорствовать. Мы продолжаем настаивать на своей правоте. Мы не хотим ничего менять в своей жизни. Мы не хотим  смотреть на некрасивость. Мы не хотим  ни в  чем разбираться. Мы не хотим контактировать  ни с чем       « негативным». Мы не хотим  взаимодействовать с непонятным.   Мы продолжаем верить, что все обойдется, рассосется, устаканится, причем  само собой.  И дополнительно к детским  эмоциональным сложностям присоединяются еще и медицинские препараты, которые еще больше подрывают детскую уверенность в самом  себе.




 

 


 

 

Страшно, когда дети себя не понимают, не чувствуют. Страшно, когда  невротические состояния проявляются уже буквально с пеленок, когда врачи становятся друзьями семьи уже с  младенчества. Хочется крикнуть как в известном фильме: « Люди, Ау! Задумайтесь!». Возможно, я чрезмерно добавила красок, но это правда жизни. Сегодня дети  не умеют  играть, дружить, любить, чувствовать, творить, мечтать, фантазировать.  Разве это  не страшно? Разве не страшно, когда дети, зависящие от нас, от нашей любви, подсаживаются на отношения, лишенные чувств, на использование друг друга, на  дачу ложных установок и мотивировок. Хочется сказать о полной разбалансировке, потому как растерянные родители с трудом осознают важность собственных отношений и зависимость от этого детей. Как же  страдают и мучаются дети, когда семьи сохраняются ради их блага!  Вспоминается еще одна фраза из кинофильма: «Люди, опомнитесь!». Если вы не знаете, то найдите способ об этом узнать, не понимаете, постарайтесь понять. Ваши дети полностью психоэмоционально зависят от вас. Дайте им шанс быть здоровым и счастливыми!
Дети умирают, слава богу, в переносном смысле без любви, без чувств, без эмоций, которые им необходимы, как воздух, как вода, как пища. Детям  жизненно необходимо ощущение любви, нужности,  собственной ценности просто так, не потому что, а вопреки. И это ощущение может дать только мать и отец, которые сами  получали это в своем детстве. Иначе дети, вырастая, требуют « компенсации» от своих взрослых партнеров, зависая в прошлом, пытаясь восстановиться и  добрать. И это может неосознанно происходить всю жизнь человека, становясь навязчивой идеей. Поэтому так важно слышать детей, а не слушать, чувствовать, а не мудрствовать, доверять, показывать собственным примером, как нужно воспринимать наш мир. Потому что мир для всех одинаков. Мы сами выбираем способ его восприятия. И как наши дети научаться его видеть, через алкоголь, наркотики, различные другие зависимости, останутся  ли они вашей  маленькой радостью до 120 , зависит от вас, дорогие взрослые.
Услышать своего ребенка по-настоящему, можно только через своего внутреннего ребенка, который живет в нас, сколько бы лет нам не было. Только обратившись за помощью к своему собственному внутреннему мальчику или девочке, можно ощутить мир детства. Дети всегда смогут договориться между собой, если им не будут мешать взрослые. Взрослые могут лишь направить, заинтересовать  и поддержать. Взрослые - это капитаны корабля, мудрые штурманы, помогающие детям получать свой опыт, руководствоваться своими желаниями, осуществлять свои мечты, проживать свою жизнь. Как видите, у всех есть свое место. Важно это принять и действовать.

Воспитание детей это научение  их прежде  всего  любви и дружбе. Прививая  эти навыки в детском возрасте, мы соответственно получаем мужское и женское деревья, способные любить и  только между такими деревьями зарождается, развивается и  вырастает  всеми  желаемое Дерево  под названием Любовь.

Воспитания любви в мужчине и женщине, а впоследствии между ними – это путь, берущий начало  из детства.  Ведь  Любовь черпается из потенциала эмоциональности, чувственности и чувствительности. И это очень важный момент. Закрывая этот источник вдохновения с детского возраста, мы ампутируем  a priory способность человека воспринимать истинную близость, построить гармоничные, питающие, приносящие радость отношения.  Возможность чувствовать и себя и другого сегодня является редким даром. Способность давать и принимать, дарить и получать, искренне интересоваться, сопереживать, соучаствовать, и есть та духовность,  которая говорит об истинном росте и развитии человека. Жить от души, от чувства – это та вершина,  которую мы должны показать детям, как путь, к которому иногда приходится идти всю жизнь.   Дать им объемный, многослойный взгляд с полутонами и оттенками  на человека, мир, жизнь,  показать взаимосвязи внутреннего и внешнего, цепочек взаимодействия, возможность видеть  истинную красоту, заключенную в простоте, естестве, радости заботы, пребывания с любимым и  ощущения любимым себя – это, действительно, то, что мы должны и обязаны показать нашим детям. Также, на мой взгляд, очень важным представляется научить  мальчиков и девочек правильно видеть и воспринимать красоту. Нужно уметь не зависать, будучи околдованным ею  в своем внутреннем пространстве, что очень опасно, не искать ее искусственные заменители,  а уметь выразить свой восторг, впечатление     « импрессио», а также суметь  создать  ее вокруг себя как в материальном пространстве, так и творческом, духовном, личном, партнерском, человеческом.  Видеть скрытое, слышать несказанное, воспринимать неощутимое, чувствовать непроизносимое – вот истинные ключи к тому, чтобы не растерять себя и не растратить свой  человеческий,  душевный, творческий потенциал  в мире потребления.

Безусловно, кроме чувства нужны  воля и разум,  интеллект и ощущение реальности. Они необходимы  для того, чтобы не терялась бдительность, чтобы нежность, ласка, наши чистые проявления и порывы не стали формой, маской, оболочкой, имеющей целью  использовать  других ради удовлетворения своих потребностей. В этом и состоит самая главная родительская задача: показать истинные ценности, создать основу, базис, стержень личности, чтобы в дальнейшем ребенок  не сбился  с пути. Вместо компаса и  навигатора мы даем  ему  в дорогу развитую  интуицию, вместо инструментов   творчество и фантазию, веру и способность к действию, изменению, преобразованию.  Только таким образом снарядив своих  детей, можно быть за них спокойными. И тогда никакие внешние страшилки не будут тревожить разум. Только обеспечив своих детей такими богатствами можно быть уверенными, что они передадут их  своим детям, сохранив, таким образом, связь поколений!


Рохлина Наталья Сергеевна
врач-психотерапевт
психолог детского сада «Радость»

 


..Следующая страница->