Логопедические занятия с детьми дошкольного возраста

Проблема развития речи детей дошкольного возраста является одной из самых важных, поскольку речь,  в первую очередь, является средством общения. Можно отметить, что при наличии речевых нарушений задерживается развитие психических процессов и не формируются коммуникативные навыки.

В настоящее время отмечается неуклонный рост числа детей с проблемами речи. Объективные обследования в большинстве случаев не выявляют грубой патологии, но между тем, речевые проблемы без логопедической помощи подчас не разрешимы.

Своевременное обращение к логопеду поможет ребенку быстрее овладеть связной речью без нарушений лексико-грамматической стороны речи, исправить нарушения звукопроизношения и развить фонематический слух.

Содержание логопедических  занятий  в детском саду  предусматривает формирование коммуникативной функции речи, обогащение словарного запаса, формирование грамматического строя, воспитание звуковой культуры речи и  развитие связной речи.


Основными задачами логопедических занятий являются:

  1. Развитие понимания речи, воспитания умения наблюдать и осмысливать предметы и явления окружающей действительности; формирование обобщающих понятий; формирование практических навыков словоизменения и словообразования; воспитание умения употреблять простые распространенные предложения.
  2. Формирование и автоматизация правильного произношения всех речевых звуков развитие фонематического слуха и восприятия; закрепление навыков произнесения слов различной звукослоговой структуры; контроль над внятностью и выразительностью речи; подготовка к усвоению элементарного звукового анализа и синтеза.
  3. Обучение детей самостоятельному высказыванию. На основе сформированных навыков использования различных типов предложений вырабатывается умение передавать впечатления об увиденном, о событиях окружающей действительности в логической последовательности.
  4. Формирование достаточного уровня зрительно-пространственных представлений, что необходимо для прочного усвоения зрительного образа букв.

Развитие лексико-грамматической стороны речи у детей дошкольного возраста – одна из основных задач коррекционного обучения. Решение этой задачи предполагает формирование, развитие словаря и грамматически правильное оформление речевого высказывания. Работа над грамматическим значением проводится одновременно с формированием словарного запаса. Специально созданные ситуации помогают в практическом плане усваивать грамматические значения, правильно согласовывать слова, относящиеся к разным частям речи.

Речевой материал на логопедических занятиях  оформлен в виде конкретных заданий. На начальных этапах логопедической работы осуществляется опора на схемы, фишки, картинки, условные обозначения, которые символизируют различные части речи и отношения между ними. В дальнейшем происходит перенос речевого действия из внешнего плана во внутренний.

Устранение нарушений звукопроизношения, автоматизация звуков и воспитание чёткой слуховой дифференциации этих звуков, также является основной задачей логопедических занятий.

Мы правильно произносим разные звуки как изолированно, так и в речевом потоке благодаря хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата.

Точность, сила и дифференцированность этих движений развивается у ребенка постепенно, в процессах речевой деятельности.

Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики. Цель артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для произношения звуков.

Упражнения для артикуляционной гимнастики выбираются непроизвольно, а предусматриваются те движения и положения органов артикуляционного аппарата, в результате которых образуются звуки. В речи звуки произносятся не изолированно, а один за другим, поэтому органы артикуляционного аппарата должны быстро менять свое положение. Четкого произношения звуков, слов, фраз можно добиться, если органы артикуляционного аппарата будут достаточно подвижны, а работа их – координирована.

Для нормализации мышечного тонуса, включения в речевую деятельность новых групп мышц, увеличения объема и амплитуды артикуляционных движений, уменьшения слюнотечения применяется логопедический массаж.

Систематические логопедические игры и задания  приучают детей к работе с языковым материалом, воспитывают лингвистическое отношение к слову, развивают языковую способность, внимание, интерес к языку, стремление говорить правильно и красиво.

Логопедические занятия в нашем  саду «Радость» помогают  маленькому человеку освоить азы грамотной речи и расширить словарный запас.


                                                                                                             Логопед
                                                                                                Детского сада «Радость»
                                                                                                   
 Ханжина Екатерина Валерьевна