Идем в сад

Нужно ли отдавать ребёнка в детский сад или стоит предпочесть домашнее воспитание?

Однозначным ответ быть не может, потому что решение зависит от здоровья ребёнка и от целей, которые ставят перед собой родители. Сегодня, предлагая рассмотреть преимущества и недостатки детского сада и домашнего обучения, надо уточнить, что, говоря о детском саде, я имею в виду только хорошие детские образовательные учреждения.

Сначала о преимуществах детского сада. Ребёнок социализируется: получает бесценный опыт общения со сверстниками и взрослыми, учиться договариваться, побеждать и проигрывать, делиться, сопереживать и отстаивать свои интересы, учится понимать других людей и находить друзей. В детском коллективе присутствует элемент соревновательности, создать который в домашних условиях невозможно. Ребёнок, лишённый мотивации к достижению, как правило вырастает безынициативным и, скорее всего. будет болезненно переживать неудачи в школе – ведь в домашней обстановке ребёнок растёт, уверенный в своей исключительности. 

В очень хорошем детском саду детям предоставляют возможность самостоятельно делать выбор, принимать решение и понимать последствия выбора – это воспитывает лидерские качества.

В саду безопаснее оставлять малыша – присмотр не ограничен одним взрослым – няней или гувернанткой. Воспитатели, психолог, логопед, музыкальный работник, тренер по гимнастике – все они специалисты в своей области, и один человек – отдельно взятая няня или гувернантка никогда не сможет совместить в себе знания и умения целого коллектива.

Жизнь в детском саду богата событиями – праздники и дни рождения, карнавалы, новые игры – всё это обогащает эмоциональную жизнь ребёнка, поэтому дети с энтузиазмом бегут с утра в детский сад, в то время как их домашние сверстники, испытывающие недостаток событийности, капризничают по поводу завтрака и отказываются идти гулять.

В языковом детском саду ребёнку, находящемся в так называемом сенситивном периоде развития (0-5 лет), легко выучить новый язык – в процессе общения с педагогами – носителями языка. Язык устанавливается по механизму подражания – так же как и материнский. Единственное условие эффективного обучения – использование метода погружения в языковую среду, смешение двух языков замедляет процесс освоения ребёнком иностранного языка.

А каковы недостатки детского сада?

Во-первых, родители должны отдавать отчёт себе в том, что большинство детей, попадая в детскую среду, переболевают 2–4 раза – иммунитет ребёнка приспосабливается к новой среде. Хотя, по мнению многих врачей, лучше переболеть в 3 года, чем в школе, - известно, что чем старше ребёнок, тем тяжелее он переносит болезнь.

Во-вторых, период адаптации к садику занимает 2-3 недели и может быть болезненным не столько для малыша, сколько для мамы – поэтому в хороших детских садах всегда установлены видеокамеры в группах, и мамы могут наблюдать за тем, как малыш через 5-10 минут вливается в жизнь группы. Этот период нежелания идти в детский садик и утреннего плача надо принять, как неизбежную реакцию ребёнка на новое, незнакомое и естественный страх остаться без мамы. Практика присутствия родителей в группе неоправданна, так как ребёнок привыкает к присутствию родных в группе и потом с таким же трудом отпускает их.

В-третьих, ребёнок, не приученный к дисциплине, в первый месяц может испытывать дискомфорт и сопротивляться инструкциям воспитателей. Без определения границ дозволенного невозможно обеспечить безопасность ребёнка в среде, ни тем более чему-либо научить.

Насколько оправдано нынешнее увлечение родителей домашним воспитанием?

Идеально, когда мама сама занимается воспитанием и развитием ребёнка, консультируясь с психологом и логопедом, обеспечивая ребёнку полный спектр академических, творческих, музыкальных и физических занятий. Однако всё чаще мамы поручают детей няням и гувернанткам. И тут важно помнить о мифах, которые сложились вокруг домашнего воспитания.

Миф первый: «Дома ребёнок в безопасности». Действительно, дома малыша никто не обидит, не толкнёт, не научит «плохим» словам и не отберёт игрушку. Но и навыка общения со сверстниками малыш не получит, не научится выстраивать взаимоотношения.

Миф второй: «Индивидуальный подход к ребёнку возможен только дома». Да, рисовать, считать и музицировать он научится быстрее при индивидуальном обучении. Однако, не получив оценки сверстников, вне сравнения себя с другими детьми, малыш не сможет себя адекватно оценить – как правило, у него формируется завышенная самооценка, что чревато в дальнейшем сложностями в установлении контактов.

Миф третий: «При домашнем обучении родители контролируют деятельность педагогов». Да, приглашённый в дом учитель не станет перечить платёжеспособному клиенту и будет делать именно так, как его просят – причём часто в ущерб результативности и смыслу занятий. Например, заниматься с ребёнком в 8 часов вечера. В детском саду занятия гармонично сочетаются – академические с творческими, физические с музыкальными. Программа формируется с учетом восприятия детей.

Миф четвёртый: «Дома ребёнок лучше кушает и больше спит днём». Возможно, это и так, однако зачастую малышу готовят только те блюда, которые он любит. В детском саду ребёнок по механизму подражания ест лучше, питание его разнообразнее – малыш приучается есть сырые овощи, супы и рыбу.  Так как режим в детском саду соблюдается строго, а перекусов нет, то дети едят с удовольствием, потому что успевают проголодаться между приёмами пищи. Сон детям полезен ночной, а спать по три часа в дневное время, а потом ложиться после 10 часов вечера детям вредно. Рост мозга ребёнка происходит в определённые фазы    ночного сна, причём самое ценное время детского сна – до полуночи.

Миф пятый: «Дома ребёнку обеспечен лучший уход». Хорошая няня всё сделает для ребёнка. Но на определённом этапе развития малыше необходимо прививать навыки самообслуживания, способность ребёнка самостоятельно одеться, раздеться, поесть и сходить в туалет – приводят к формированию у него высокой, заслуженной самооценки.

И наконец, миф шестой: «Дома мама может общаться с ребёнком, когда она захочет». Так и есть. Но не всегда количество проведённого вместе с ребёнком времени соответствует его качеству. Малыш требует много внимания. Мама разрывается между чадом и неотложными делами. Предоставленный сам себе малыш начинает капризничать или проводить много времени перед телевизором. Пусть после детского сада у мамы останется всего несколько часов на общение с ребёнком, зато оно будет направленное и качественное.

Анна-Мария Николаева, генеральный директор Bonne International и директор English Nursery School