Будь спокоен, малыш!

Книга: Беременность. Консультации акушера-гинеколога и психолога
Авторы: Г. Г. Филиппова, Е. И. Захарова, Е. Ю. Печникова

Хотелось бы подробнее поговорить о средствах обеспечения спокойствия ребенка, результатом которого является формирование у него доверия к окружающему миру.

Первое условие этого — физическое присутствие матери. Однако малышу недостаточно, чтобы мама просто была рядом. Ему необходимо буквально чувствовать ее близость. Хорошо известно, что младенцы затихают на руках у матери. Значит, им необходимо чувствовать непосредственный телесный контакт с матерью, слышать биение ее сердца. Учеными был сконструирован прибор, имитирующий биение сердца. В специальных экспериментах выяснилось, что с его помощью легко удавалось успокоить плачущего младенца.

Объясняется это тем, что еще до рождения младенец отчетливо слышал звук бьющегося материнского сердца, и этот привычный звуковой раздражитель, связанный с целым комплексом приятных впечатлений, приобрел значение безопасности.

А между тем в европейской культуре часто можно встретиться с запретом брать ребенка на руки — «можно избаловать его», «можно приучить ребенка к рукам». В данном случае не совсем подходит слово «приучить». Мать уже приучила свое дитя к своему телу в тот период, когда оно жило внутри нее, и теперь нет ничего удивительного, что спокойнее всего малыш ощущает себя на руках матери, желание оторваться от нее к нему придет только вместе с появлением чувства безопасности и доверия к миру.

Поэтому, если вы стремитесь к тому, чтобы ребенок вырос уверенным и спокойным, вы не будете ограничивать его в близком телесном контакте.

Большое значение имеет состояние самой матери. Если мать утомлена, устала, расстроена, то взаимодействие с ребенком будет окрашено этими чувствами, тревога, раздражение матери передадутся ребенку. Младенец не понимает речи, но очень тонко чувствует эмоциональное состояние матери по интонации, тону, жестам. Очень сложно сознательно контролировать все эти факторы, поэтому мать должна стараться быть спокойной, уверенной, уравновешенной в общении с ребенком.

Если это не удается, малыш, ещё не будучи в состоянии разобраться в причинах, явственно ощущает тревогу матери. Мама для него является первым ориентиром в окружающем пока еще чужом мире, и ее беспокойство — очевидное свидетельство существования угрозы. Тревога матери передается ребенку, превращаясь в базовую черту его характера. Для обеспечения спокойствия матери очень важна поддержка других членов семьи. Чтобы ребенку было хорошо, мама должна чувствовать себя спокойно, иначе жесты, мимика, интонации выдадут ее, и негативное эмоциональное состояние будет передаваться ребенку, порождая дискомфорт и тревогу.

Малыш достаточно быстро узнает свою маму, учась понимать ее состояние, ее действия. Это чрезвычайно важно для него, так как именно она является тем связующим звеном, через которое происходит. связь с окружающим миром. Еще достаточно долго ребенок будет познавать этот мир, опираясь на знания матери, используя ее помощь. Однако решение первой задачи познания — познание ухаживающего за ним взрослого может быть осложнено в том случае, если часто происходит смена окружающих людей. Каждый из них имеет массу индивидуальных особенностей поведения, реагирования, у каждого свое неповторимое отношение к ребенку, свои привычки. Разобраться во всем этом многообразии становится непосильной задачей для младенца. Поэтому желательно, чтобы на протяжении первого года жизни все действия, связанные с уходом за ребенком, выполняли одни и те же люди.

Конечно, общаться с ребенком обязательно должны все члены семьи, нельзя в этом ограничивать ребенка и его близких, но хотя бы с одним взрослым общение должно быть постоянным. Обычно эту роль выполняет мать. Это должно осуществляться регулярно. Негативное влияние на развитие ребенка оказывает уход, осуществляемый разными людьми, которые часто сменяют друг друга (имеется в виду, что они полностью потом исчезают и заменяются новыми, незнакомыми). В этом случае не возникает надежной привязанности к одному взрослому, также необходимой для формирования доверия к миру. Дети, у которых не формируется надежная привязанность как потребность быть рядом с близким человеком, крикливы, беспокойны, легко пугаются, боятся всего нового, их отличает высокая степень тревожности. Лучше, если 2— 3 человека осуществляют уход за ребенком, среди которых есть один «главный» (мама), а остальные постоянно появляются и не исчезают надолго.