Как научить тайм-менеджменту в младших классах?

Если ребенок в начальной школе не научился планировать свою учебу, это как если бы он пропустил и вообще не усвоил, например, таблицу умножения в курсе математики. В дальнейшем пробел так или иначе даст о себе знать.

Чтобы добиться успеха в жизни, человек должен владеть информацией, обладать знаниями, уметь системно думать об окружающей его действительности, быть самостоятельным, решать поставленные перед ним задачи. А для всего этого он должен уметь планировать и оценивать результат. И вот тут у большинства – и у детей, и у взрослых - возникают трудности.

Общаясь с родителями на книжной ярмарке на Красной площади, я была удивлена частым жалобам на то, что их дети не умеют организовать свое время. Попробуем разобраться, в чем проблема и как ее решать.

Целеполагание и планирование

Стоит признать, что планированию (или же, выражаясь языком бизнес-тренеров, - тайм-менеджменту) в школах пытались учить всегда. Еще в советские годы в книжных магазинах можно было купить цветной разлинованный листок «Режим дня», чтобы школьник, самостоятельно составив свой ежедневный график, следовал ему. О важности планирования говорилось в курсе «Природоведение», а затем в курсе «Окружающий мир». Однако, вряд ли стоит считать все это системной работой.

Ситуация изменилась с принятием федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) начальной школы. Согласно этому стандарту школа теперь не просто дает знания, но еще и формирует у детей универсальные учебные действия (УУД), в списке которых есть действия регулятивные – целеполагание и планирование.

Поскольку, как считают психологи, ведущая деятельность в школе – учебная, ребенок должен учиться планировать её уже в начальных классах. Если не научился, то проблемы возникнут позже – как если бы он не изучил, например, таблицу умножения по математике. Наверняка будут возникать проблемы при освоении школьных предметов, да и в жизни тоже.

Семья и школа

Сегодня каждая школа, как ей предписывает ФГОС, разрабатывает свою программу формирования универсальных учебных действий. Навыки планирования и целеполагания у детей учителя формируют вне зависимости от того, какой предмет преподают. Формируются эти навыки и в проектной деятельности. Нужно ведь распределить обязанности между участниками проекта, разработать этапы работы, спрогнозировать результат и так далее.

Не менее важно, чтобы основы тайм-менеджмента ребенок осваивал и в семье. Но «Режима дня» на стене не хватит - необходимо более детальное планирование.

Ключевая проблема, на которую часто жалуются родители, - нехватка времени на домашние задания. Дети часто откладывают их на потом, поскольку или интереса нет (проще говоря, лень одолела), или сложность пугает (велика боязнь получить отрицательный результат). Бывает, что родители сами начинают их выполнять, оказывая ребенку «медвежью» услугу. Они ведь не только лишают его осознания ценности полученных знаний и ощущения успеха, но и перечеркивают имеющийся у ребенка план, при составлении которого их будущая помощь вряд ли принималась в расчет.

Шаблон и самоанализ

Важно, что этапы и способы достижения одной и той же цели у разных детей могут быть разными. Не стоит заставлять ребенка руководствоваться шаблоном – и вообще, и в ежедневном планировании. И хотя учителя и родители могут предлагать ребенку определенные алгоритмы, это лишь подсказки, рекомендации по оптимальной организации своего времени для достижения результатов.

Еще важный элемент тайм-менеджмента в начальной школе – самоанализ. Как быть, если, получив рекомендации по составлению режима дня и запланировав на домашнее задание 40 минут, ребенок на самом деле выполнял его 1,5 часа? Нужно зафиксировать этот факт и проанализировать, почему так получилось, с чем связаны ошибки и что предстоит сделать, чтобы они больше не повторились. Отрицательный результат – тоже результат: ребенок должен понимать, где совершил ошибку в планировании и что у него есть возможность исправиться.

Дневник классический и инновационный

Классический школьный дневник с названиями предметов, домашними заданиями и оценками – несомненно, важный элемент планирования. Однако он лишь фиксирует поставленные перед ребенком задачи и результаты их выполнения.

Мы же решили дополнить дневник различными функциями, важными для ученика, включить туда элементы тайм-менеджмента, чтобы ребенку было проще организовывать свою работу, планировать время и самостоятельно справляться с домашними заданиями. Так было разработано новое учебное пособие - «Дневник младшего школьника. Планируй и успевай», помогающее сформировать навыки тайм-менеджмента у учеников начальных классов. В нем левая страница каждого разворота – это привычные названия предметов, домашние задания и оценки, а правая – схема-алгоритм, где ребенок фиксирует свои планы и оценивает их выполнение. На книжной выставке на Красной площади «Дневник» покупали даже родители старшеклассников.

С помощью этого пособия проще достичь результатов, заявленных в образовательных стандартах, а значит уже в начальной школе сформировать навыки XXI века – самостоятельность, способность самообучаться и преодолевать жизненные трудности, уметь работать в условиях многозадачности, планировать свое время и добиваться поставленных целей.

Наталья Медведева, методист Центра начального образования холдинга «Просвещение»