Иностранный язык в группе – эффективно ли?

Людмила Тихомирова, преподаватель английского языка УЦ «Комп Лэнг»

Вы приняли решение, что вашему ребенку необходим иностранный язык, выбрали учебный центр (школу, курсы), встретились с учителем. Теперь перед вами встает задача выбрать групповые или индивидуальные занятия. Чем же должен руководствоваться родитель, делая такой выбор?
Думаю, стоит отодвинуть родительские амбиции на второй план и исходить из возраста, потребностей и особенностей психики ребенка.

Имея опыт работы с разными возрастными категориями (детьми и подростками от 5 до 18 лет, студентами вуза, взрослыми разных профессий и уровней владения языком), а также обучения собственных детей, могу с уверенностью сказать, что главное, что движет ребенком младшего возраста от 5 до 14 лет в изучении языка и определяет его успех,  это интерес к самому предмету и занятиям им. Поэтому важнейшим аспектом работы учителя становится постоянное поддержание этого интереса. Кстати, посмотрите на учителя: горят ли у него глаза, живет ли в нем самом интерес к занятиям и детям вообще?

Известно, что ведущая деятельность у младших детей – игровая, это значит, что дети не могут не играть. Через игру ребенок учится всему, овладевает знаниями и навыками. Так с кем же интереснее играть: с одним учителем или в компании с другими детьми? Конечно, в компании. Группа из 4-8 детей – идеальный вариант, но и 10-12 человек не останутся без дела у знающего, энергичного преподавателя. Здесь, правда, еще нужно учитывать место проведения занятий: оно должно быть достаточно просторным, поскольку детям просто необходимо движение. Оно не только не мешает, но и помогает усвоению знаний, так как включает механизмы моторной памяти.

Кто-то скажет: да, есть общительные дети, которые обожают шумные игры в большой компании, но мой ребенок не такой. Он застенчивый, боится рот открыть в присутствии других людей. Смею возразить, что правильно построенные групповые занятия помогают такому ребенку почувствовать уверенность в себе, раскрепоститься и научиться общаться не только с учителем, но и со сверстниками.

Каким образом это происходит? Допустим, ребенок выполнил задание (упражнение, диктант и т.п.), но боится, что сделал ошибки. Учитель дает другое задание: проверить по учебнику и если есть ошибки, исправить их самому. Затем учащиеся могут делать это в парах. Такая работа полезна во всех отношениях, так как дети учатся находить нужную информацию за минимальное время, сравнивать и быть более внимательными к деталям (правописанию, грамматике, пунктуации). Кроме того, она снимает многие отрицательные моменты психологического характера.

Другой пример. Если ребенок выходит к доске рассказывать наизусть стихотворение перед всем классом, то, скорее всего, он будет волноваться, даже делая это не в первый раз. Но если он будет делать это в паре или группе (хором), ему будет намного комфортнее, и учебная задача будет выполнена. Или если ребенок – ведущий в веселой игре, он очень скоро захочет сам выходить к доске.

Конечно, если ваш ребенок уже «вырос из шумных игр» и готов к диалогу со взрослым, может находить интерес в упражнениях на лексику и грамматику, вы вправе предложить ему индивидуальные занятия. Здесь есть свои плюсы: учитель будет заниматься в том направлении и темпе, которые подходят ребенку. Очевидно, темпы усвоения материала будут выше. Однако, есть и минусы: учащийся чаще всего не имеет возможности вести диалог на равных, спорить, замечать ошибки и исправлять их, объяснять правила и т.п., то есть частично выполнять роль учителя, которая, в свою очередь, служит мощным стимулом к самообучению.

Итак, сделаем вывод.  Индивидуальное обучение подходит:
  • прежде всего, целеустремленным (имеющим внутреннюю мотивацию) подросткам и взрослым, желающим достичь определенного результата в удобном для них темпе;
  • достаточно коммуникабельным и уверенным людям, не боящимся смотреть учителю в глаза;
  • очень занятым людям, которым  просто не подходит график и темп групповых занятий.

Зачастую учащийся может отнести себя сразу ко всем трем группам.
Вероятно, кто-то (ребенок или его родитель) считает, что уверенность и общительность не имеют никакого отношения к изучению языка, что можно тихо делать упражнения, читать про себя  и переводить. Но ведь язык изначально – это средство общения, передачи той или иной информации в устной, а позже и письменной форме. Вот почему он возник и будет существовать пока существуют хотя бы два человека.

Следовательно, мы, родители, должны учить своих детей не просто какому-то иностранному языку, а богатейшему средству общения и попытаться предоставить им возможность делать это в хорошей компании сверстников и психологически комфортной обстановке.