Закон новой темы

Новая тема всегда интереснее старой

Педагогическая мудрость
Как можно чаще вводите новый учебный материал

Забудьте школьную капельно-пипеточноую методику подачи новых знаний. На одном уроке одна капелька знаний, на другом уроке следующая капелька и т.д.

Вспомните, к примеру, урок иностранного языка. На одном уроке учитель даёт 5 новых слов. Все 45 минут урока эти слова звучат в различных позициях. На следующем уроке идёт закрепление: те же слова по новому кругу муссируются в тех же самых позициях. И так черепашьими шагами из урока в урок.

Интересный учебник по истории, географии или биологии размазан на 9 месяцев.
Есть ли среди Ваших знакомых кто-нибудь, кто способен чтение интересного детектива растянуть на 9 месяцев?

Лично я за свою жизнь таких людей не встречал. И, скорее всего, их нет вообще. Так почему же в школьной программе новая информация подаётся ничтожно малыми дозами?

Ответ, как всегда, прост: школа ориентирована на то, чтобы каждому ученику дать прочные знания. Поэтому после каждой новой темы, следует неизменное закрепление, потом контрольная работа, далее работа над ошибками и т.д. Школа нацелена на то, чтобы все ученики усвоили определённый объём информации.

Но любая интересная информация, растянутая на несколько месяцев и многократно пережёванная, закреплённая, много раз повторённая (как же без этого: повторение – мать учения), проверенная и оценённая, набившая оскомину и надоевшая, – перестаёт быть интересной.

Во-первых, ни один ребёнок, как, впрочем, и любой взрослый, не любит повторять. Приобретать новые знания, новые впечатления ему нравится, а повторять известное – нет.
А во-вторых, какая Вам разница: будет ли Ваш ребёнок помнить те сотни слов, которые Вы ему покажете, или забудет, если он всё равно научится читать, причём сразу бегло.

Как известно, детская память работает нестабильно. Помните ли Вы, милая мама, как научились ходить? Может быть, Ваш муж помнит, как научился говорить? Вообще, кто-нибудь из Ваших знакомых помнит хоть что-нибудь из первого года своей жизни?

А почему?

Да, человеческая память – большая загадка, она таит много секретов, над которыми бьются учёные. Человек не помнит первых лет своей жизни. Хотя многие специалисты утверждают, что человек помнит всё, даже то, что он ощущал ещё до рождения, находясь в утробе матери. Проблема не в том, что человек не помнит, а в том, что он не может вспомнить.

В состоянии гипнотического транса человек легко вспоминает свои первые годы. Детские рисунки, корявый почерк – всё свидетельствует о том, что из памяти ничего не исчезло.

Природа мудро распорядилась! И, слава богу, что мы, находясь в здравом уме, не помним впечатлений раннего детства. Ведь если бы мы всё помнили, то половина из нас была бы заиками, а другая доживала бы свои дни в сумасшедшем доме. Для каждого ребёнка знакомство с окружающим миром – это величайшее испытание, где на каждом шагу его поджидает масса неведомых опасностей.

Прищемит ли ребёнок дверью палец, расшибёт ли коленку, порежется, стукнется, испугается вспышки молнии – да мало ли что с ним произойдёт! Проплачется, выспится – и напрочь забудет свой страх, испуг, боль, истерику. Психика ребёнка останется сохранной.

Да, мы, взрослые, не помним, как научились ходить и говорить, но мы прекрасно умеем делать то и другое, потому что, научившись, мы никогда не прекращали этих занятий. Недаром говорят, что раз научившись ездить на велосипеде, никогда не разучишься.

При обучении малыша чему угодно (чтению, математике и т.д.) не нужно ориентироваться на прочное усвоение знаний, как это принято в школе, а нужно смело идти вперёд и вперёд.

Дети с удовольствием воспринимают новое, но они не желают повторять старое. А количество всегда переходит в качество.

Активное общение с ребёнком посредством письменной речи неизбежно сформирует у него умение разбираться в ней. Не будет общения – не будет и умения. И здесь не нужно топтаться на одном месте, как это принято в школьной практике, а нужно смело идти вперёд и в хорошем темпе.

Ребёнок способен усваивать новые знания со скоростью, определяемой его собственным познавательным голодом. А оценить нам, взрослым, информационный голод любого малыша очень трудно.

Мы склонны недооценивать этот голод, чем переоценивать. По степени любопытства ни один взрослый не сравнится с ребёнком. Даже жажда познания Леонардо да Винчи ничтожна в сравнении с познавательной активностью любого малыша.

Но с какой скоростью нужно удовлетворять познавательный голод крохи? Этот вопрос, касающийся дозировки занятий, на самом деле очень важен.

С первой лекции родители одолевают меня вопросами:

  • Сколько карточек показывать на одном занятии?
  • Сколько уроков должно быть ежедневно?
  • Сколько раз показывать одну карточку?
  • Сколько карточек добавлять каждый день?
  • Когда начинать показывать словосочетания?

Ответы на все эти вопросы в принципе не могут быть однозначными. Никакого универсального расписания занятий для малышей не может быть вообще! Каждая мама и каждый папа, организуя занятия для своего малыша, должны научиться составлять такое расписание сами.

Овладев общими законами обучения с пеленок, Вы научитесь составлять идеальное расписание занятий для своего ребёнка. Но Ваше расписание будет идеальным только для Вашего малыша. Для другого ребёнка нужно будет другое расписание.

Проблема расписания занятий встаёт очень остро в семьях, где идёт обучение сразу нескольких детей, имеющих незначительную разницу в возрасте. Даже обучение двойняшек редко идёт по общему графику.

Эффективное обучение детей возможно только по индивидуальным программам. Те мамы, которые верно чувствуют познавательный голод своего малыша и, сообразуясь с этим, увеличивают темп обучения, – неизменно добиваются успеха.

При составлении программы и определении скорости обновления информации Вы, родители, должны учитывать познавательный голод своего ребёнка. А поэтому Ваша роль при этом – роль ведомого. Роль ведущего всегда остаётся за Вашим малышом.

Единственное, за чем Вы должны следить – это за тем, чтобы на каждом уроке остановиться раньше, чем этого захочет Ваш малыш.

Не бойтесь того, что ребёнок будет ведущим, а вы ведомым. Дети в состоянии усвоить во много раз больше, чем вы им будете предлагать. Из многочисленных наблюдений за практическим обучением детей по этой методике у нас сложилось убеждение: чем выше темп обучения, тем ближе и реальнее результат.