Закон игры (Закон Тома Сойера)

Когда обучение – веселая игра, знания усваиваются сами собой

Во время процесса обучения сохраняйте весёлое настроение. Забудьте весь свой ученический опыт. Никогда в общении с ребёнком не стремитесь уподобляться школьным учителям. Не копируйте их менторскую интонацию и сдвинутые брови.

Какими бы педагоги ни были талантливыми и прекрасными, дети, играя в школу, любому стороннему наблюдателю продемонстрируют суть взаимоотношений «учитель – ученик».
И тот ребёнок, который берёт на себя роль учителя, не затрудняясь, покажет весь арсенал педагогических приемов принуждения, подавления и оскорбления личности.

Почему Закон «Об образовании» ограничивает ученический возраст, начиная отсчёт с 7 лет? Да просто потому, что именно к этому возрасту ребёнок достигает такого уровня социализации, что способен подчиниться учителю и выполнять его требования. До семи лет ребёнок своеволен и не поддается какому бы то ни было принуждению.

Иными словами, малыша невозможно заставить что-либо делать против его воли. И если мы хотим побудить его к какому-либо действию, нужно сделать так, чтобы ребёнок сам этого захотел.

Секреты педагогики. Волшебный прием Тома Сойера

Как-то раз Тома наказали за целый ряд провинностей, которые он совершил. И в качестве наказания заставили красить забор.

И вот несчастный Том Сойер (а может быть, и не несчастный!) красит забор. Мальчишки же, наблюдавшие эту процедуру, стали подсмеиваться над Томом: «Ага, наказали! Заставили вкалывать! Давай-давай, вкалывай!»

Ситуация по своей сути очень трагична. Никто, тем более ребёнок, не может равнодушно переносить насмешки в свой адрес.

Но случай с Томом уникален. На наших глазах произойдет волшебная метаморфоза.
Мальчишки перестанут смеяться над Томом и покрасят ему забор.

Более того, они сами выстроятся в очередь и отдадут Тому все свои драгоценности, выворачивая наизнанку карманы.

И ради чего? Чтобы некоторое время подержать в руках обыкновенную кисточку и сделать несколько мазков по забору?!

С детьми произошла необычная метаморфоза.

Что же сделал Том Сойер?

А ничего особенного! Он просто сам для себя превратил наказание в игру.

«Да-а-а, – думал Том, – на этот раз никуда не удерёшь, придётся красить». Сунул кисть в краску, мазнул по забору и пришел в восторг: «Нет, в этом что-то есть!»

Том, не обращая внимания на насмешки мальчишек, увлеченно красил забор.

Мальчишки быстро сообразили, что здесь что-то не так: «Ну, не может наказанный с таким вдохновением выполнять наказание! Не мо-жет!»

Подошли поближе: «Том, а Том… А что это ты тут делаешь?» (Будто сами не видят!)
Но Том, не обращая на них никакого внимания, продолжал красить забор.

- Том, а Том, а дай покрасить, – раздалось первое робкое.

- А чё дашь? – прозвучало в ответ.

И сразу выстроилась очередь желающих покрасить забор, да ещё выворачивающих при этом из своих карманов рогатки, свистульки и другие мальчишечьи драгоценности в обмен на работу.

То, что сделал Том Сойер тогда, Вы, уважаемые родители, должны делать всегда, когда решите начать урок со своим малышом.

Перед началом урока, трепетно прижимая к себе карточки или весело помахивая ими, сообщите ребёнку радостнейшую весть: «Сейчас я тебе такие замечательные слова покажу!!! Садись! Смотри!» И сразу, без всякой паузы, начинайте весело показывать ребёнку карточки.

И не надо спрашивать малыша: «Ты хочешь посмотреть на эти карточки?» – Ребёнок может ответить: «Нет, не хочу».

Не нужно его провоцировать таким вопросом. Само Ваше приглашение должно быть сказано так весело, так интригующе, как будто Вы сообщаете ребёнку самую радостную и долгожданную новость.

Помните: любой малыш всегда реагирует в первую очередь не на смысл сказанного, а на интонацию.

Если Вы приятную новость, например, о том, что завтра пойдете в зоопарк, сообщите ребёнку с грозным видом, сдвинув брови, то он, скорее всего, не обрадуется, а напугается.
А если неприятную весть сообщить радостно, восторженно – малыш будет радоваться вместе с Вами.