Закон хорошего настроения

При хорошем настроении обучение идет в сотни раз эффективнее

Педагогическая мудрость
Обучайте ребёнка лишь тогда, когда не только у Вас, но и у него хорошее настроение

Этот закон продолжает предыдущий. Но его смысл гораздо глубже.

Мамы иногда в импульсивном восторге пытаются растормошить хнычущего ребёнка и с зажигательной интонацией призывают его обратить внимание на интересный материал нового урока. Но малыш начинает хныкать ещё больше, нисколько не желая менять своего настроения.

Не нужно в этом случае вообще приставать к ребёнку с чем-либо, тем более с уроками.
Существует строгое правило: если ребёнок болен или голоден, если у него режутся зубы или болит животик, если он с утра плаксив – то в такие дни лучше вообще никаких уроков не проводить. Не нужно ставить под угрозу срыва всю учебную программу.

Иногда бывают особые дни, когда ребёнок, что называется, не с той ноги встал. С самого утра он слезлив, постоянно хнычет: эти колготки он не наденет, эту кашу есть не будет, гулять не пойдёт. И вообще, всё, что Вы ни предлагаете, он, не задумываясь, отвергает.
Кстати говоря, у каждого ребёнка бывает период негативизма. Это объясняется тем, что он рано или поздно, но всё настойчивее и требовательнее пытается отстоять своё законное право на самостоятельность.

И не нужно в этом случае подавлять его свободу. Подойдите к проблеме разумно! Ведь самостоятельность – это хорошее качество, именно оно позволяет формироваться самодостаточным натурам и лидерам.

Вот когда у малыша всё пройдёт и опять вернётся хорошее настроение, тут сразу включайтесь со своими уроками. Данный закон особенно важно соблюдать в первый месяц занятий, когда формируется определённый режим и уроки для ребёнка ещё не стали ежедневной потребностью.

Случай из практики

Была как-то у нас на курсах одна мама. Из полутора тысяч слушателей, прошедших обучение в нашем Центре, второй такой не встретилось. Все слушатели на курсах ведут себя примерно одинаково: внимательно слушают, задают вопросы, а основные положения быстро записывают. Поскольку я на занятиях ничего не диктую, в основном, идет живой рассказ, то и записывать много ни у кого не получается.

Но эта мама была особенной.

Она строчила, не отрывая ручку от тетрадки. Каждое новое занятие она начинала с вопросов:

- Вот Вы вчера сказали… А если будет такой случай?…

И так минут 15-20 в начале каждого занятия уходило на импровизированный брифинг. Все неискушённые мамы с интересом слушали мои комментарии: «Да, действительно, как быть, если случится такое?…»

Я никогда не скупился в таких случаях на комментарии, зная, что здесь, на занятиях, действительно, всё выглядит легко и красиво, а вот когда мамы приступят к обучению своего ребёнка, то вот тут и начнут возникать многочисленные проблемы.

Теория всегда выглядит проще действительности. Всё кажется легко, пока сам не начнёшь делать. Тем более, что большинство слушателей – мамы молодые, неопытные. А часто встречаются на занятиях беременные женщины, у них вообще ещё нет опыта материнства.

Словом, любой вопрос, касающийся нештатных ситуаций, я не игнорирую, а использую эту возможность для обучения родителей самостоятельно составлять алгоритм решения проблемы.

Но вернемся к нашей слушательнице. Невооружённым глазом было видно, что она отличница до мозга костей и к данной методике относится очень серьёзно.

После курсов я снова с ней встретился через полгода на одном из вечеров встреч, которые мы устраивали достаточно часто. На этих встречах мы имели возможность собирать большое количество фактического материала, отслеживать результаты и совершенствовать методику.

- Андрей Александрович, помните, – обратилась она ко мне, – вы говорили на лекциях, что во время болезни ребёнка проводить занятия нельзя.

- Да, нельзя, – подтвердил я ещё раз этот закон обучения.

И она поведала свою историю.

Полгода назад, когда ребёнку было 2,5 года, они приступили к занятиям. И маме, и малышу эти занятия «жутко нравились».

Но вот однажды ребёнок заболел: поднялась высокая температура, которую никак не удавалось сбить. Все доступные медики были подняты по тревоге (положение родителей позволяло обеспечить первоклассную медицинскую помощь), но случай оказался не простым: на протяжении нескольких дней состояние ребёнка оставалось тяжёлым. Ни лекарства, ни процедуры не помогали: только собьют температуру, она опять вверх лезет.

И вот малыш, весь в жару, слабеньким голоском обращается к маме:

- Мама, ты почему перестала показывать мне карточки? Я хочу карточки…

Мама тут же, забыв все законы обучения, «нацепила» на лицо улыбку, схватила первые попавшиеся карточки и приступила к уроку. Спустя некоторое время температура спала.
Свой рассказ мама закончила так:

- Андрей Александрович, что хотите думайте, но я абсолютно уверена, что ребёнка вылечили наши занятия.

Это чудо – вымысел или правда?

У меня нет ни тени сомнения в правдивости этой истории. Я знаю, что человек – явление уникальное.

В нашем организме есть любой яд и любое противоядие. Обиходное выражение, что все болезни на нервной почве, надо понимать буквально.

Это действительно так. Счастливые люди не болеют! Болеют только несчастные люди. Ни одна невеста не заболеет в день свадьбы, даже если она в стужу в босоножках перефотографируется перед всеми памятниками. Не тот день!

А стоит любому человеку столкнуться с серьёзными неприятностями или просто выйти на пенсию – всё! Сразу начинается череда путешествий по врачам и больницам.

Вот простое определение любого заболевания: «Болезнь – это реакция организма на дискомфорт нашей психики». Отсюда формула: «Хочешь быть здоровым – стань счастливым»

А теперь вернёмся к рассказу мамы.

Все занятия до болезни проходили с большим успехом, они нравились и маме, и ребёнку, проходили в душевной комфортной обстановке для обоих.

Во время болезни занятия прекратились. Когда по просьбе малыша мама возобновила занятия, ребёнок, несмотря на болезнь, ощутил себя комфортно: вернулись смех, весёлая возня, улыбающаяся мама. Положительные эмоции подавили болезнь, ребёнок выздоровел!
Но так рискнуть, как это сделала наша мама, т.е. нарушить правило и продолжать занятия во время болезни, можно только при соблюдении двух условий:

1. все занятия до болезни ребёнку очень нравились;

2. ребёнок сам попросил возобновить занятия.