Закон «Рука об Руку»

Вы первые учителя своего малыша. Позвольте ему принимать активное участие в Вашей деятельностив жизни семьи.

Общение необходимо ребёнку так же, как и пища. Млыш, который получает полноценное питание и хороший медицинский уход, но лишён постоянных контактов с Вами, плохо развивается не только психически, но и физически: он не растёт, худеет, часто болеет, теряет интерес к жизни.

Психологами доказано, что потребность в любви, в ощущении нужности кому-то одна из фундаментальных потребностей человека. Её удовлетворение - необходимое условие нормального развития ребёнка. Эта потребность удовлетворяется, когда Вы сообщаете малышу, что он Вам дорог, нужен, что он хороший, что Вы с удовольствием при-нимаете от него помощь.

Младенец, едва родившись, ощущает острую потребность в родительском внимании и любви. Если его держат на руках, обнимают, разговаривают с ним - то он бесконечно счастлив. Если нет - то он переживает состояние тоски, бесконечной пустоты и уныния. Если малыш чувствует себя защищенным и желанным, если он принимает участие в повседневной деятельности семьи и при этом ему комфортно, то последующие события его жизни будут восприниматься им совсем не так, как ребёнком, чувствующим себя лишним, лишённым необходимого для развития опыта и привыкшим ззпъ в состоянии эмоционального вакуума. Поэтому в самом раннем детстве ребёнку необходим постоянный контакт с матерью.

Малыш может стать независимым от матери, лишь пройдя стадию абсолютной от неё зависимости! А наиболее всего он зависим в свой первый год жизни. От матери в этот период требуется правильное поведение, ведь в это время малыш может только наблюдать, получая необходимый опыт, и набираться сил. Он запоминает каждую фразу, каждое действие, с огромным любопытством разглядывает всё, к чему прикасаются взрослые. Ребёнок ожидает, что он с рождения станет участником жизни занятого человека, будет в постоянном физическом контакте с ним и станет свидетелем ситуаций, с которыми ему придётся сталкиваться в жизни. Он наблюдает и изучает события окружающего мира. Эта информация помогает ребёнку понять мир взрослых, частью которого скоро станет он сам, и готовит его к более ответственной жизни в обществе.

Поэтому, в первый год жизни малыша, старайтесь как можно больше носить его на руках. Делайте вместе с ним всевозможные дела по дому, общайтесь с людьми, ходите в магазин, на почту и т.д. Сделайте малыша полноправным участником своей жизни. Стараетесь вести обычный образ жизни, но только теперь вместе с ребёнком.

Не бойтесь избаловать малыша своим вниманием. Ребёнок был связан с Вами пуповиной всю свою маленькую жизнь. Поэтому переход во внешний мир должен быть максимально плавным и не вызывать у малыша стресс.

Пройдёт немного времени. Малыш начнёт ползать, ходить, бегать. Он будет продолжать познавать мир, но, одновременно с этим, в нём появится жажда применить весь накопленный к этому времени, хоть и небольшой, опыт. Изменятся и отношения с матерью: на смену полной от неё зависимости придёт осознание её надёжности.

На этом этапе развития ребёнка, в зависимости от того, насколько мы готовы помогать малышу в сложных ситуациях, его уверенность в себе либо укрепится, либо ослабнет. Ребёнок должен постоянно чувствовать поддержку взрослых, должен знать, что мы в любое время придём к нему на помощь.

Известно, что в каждом возрасте для каждого ребёнка существует ограниченный круг дел, с которыми он может справиться сам. За пределами этого круга находятся дела, доступные для него только при участии взрослого или же недоступные вообще Для наглядности давайте рассмотрим следующую схему рас. 1). Маленький круг - это те дела, с которыми ребёнок отравляется сам. Зона между границами большого и малого круга - это дела, которые ребёнок может делать только со взрослыми. За пределы большого круга попадают все дела, которые ребёнку не под силу ни одному, ни вместе с родителями.

Выдающийся психолог Л.С. Выготский открыл закон, который назвал зоной ближайшего развития ребёнка. «По мере развития ребёнка круг дел, которые он начинает выполнять самостоятельно, увеличивается за счёт тех дел, которые он раньше выполнял вместе со взрослым. Другими словами, завтра ребёнок будет делать сам то, что сегодня он Например, сначала Вы вместе с малышом завязываете шнурки, помогаете ему одеваться, соби­рать конструктор, показываете, как чистить картошку и варить обед, а потом постепенно он нач­нёт всё это делать сам, уже без Вашей помощи.

Известно, что развитие природных возможностей в ребёнке происходит только в условиях преодоления труд­ностей, То есть ребёнок приобретает ту силу, которую преодолевает. И нам следует самим предъявлять ребёнку некоторые трудности, которые бы делали его увереннее в своих силах. Трудности, каждая из которых поднимала бы его на ступеньку вверх. Трудности должны превосходить возможности ребёнка. А преодолевать он их будет с нашей же, родительской, помощью, в сотрудничестве с нами. Мы здесь выступаем в роли посредников между трудностью и сипами ребёнка.

«Среда положительно будет влиять на развитие ребёнка тогда, когда она создаёт опережающие условия, которые по­ощряют ещё не созревшие функции для жизнеутверждаю­щей деятельности. Но среда станет помехой для развития, если её условия очень отдалены или очень отстают от сил ребёнка», - считает Ш. Амонашвили.

Дети очень хорошо чувствую и знают, что им в данный момент необходимо. Они не будут просить внимания и помощи больше, чем им действительно
нужно. Наша задачане пропустить тот момент, когда ребёнок нуждается в нас. Если он просит: «Поиграй со мной», I «Возьми меня с собой», «А можно я тоже буду?», и у Вас нет серьёзных причин для отказа, то обязательно соглашайтесь.
Дети очень хотят нам помогать, хотят быть полезными. Не отказывайтесь от их помощи. Если Вы убираете в доме, а Ваш малыш рвётся Вам помогать, то дайте ему эту возможность: пусть подметает или пылесосит пол, вытирает пыль, моет посуду.

Конечно, не у каждой мамы хватит терпения и выдержки наблюдать, как её чадо размазывает грязь, вытирая пыль со стола, или моет чашку, расплёскивая вокруг себя воду. Гораздо легче помыть самой. Но тоща малыш поймёт, что любое его начинание бессмысленно и не находит никакой поддержки у любимого человека. Значит, быть самостоятельным неинтересно и не нужно. А ведь детям очень важно быть самостоятельными! Они хотят и могут нам помогать. Своей помощью они пытаются внести свой личный вклад в жизнь семьи, принести пользу и приобщиться к жизни взрослых.

Ваше внимание необходимо ребёнку каждый день: найдите время, чтобы вместе поиграть, погулять, почитать помнятся ему на всю жизнь.

Вместе с малышом вечером, перед сном, обсуждайте каждый прожитый день. Вспоминайте только хорошие поступки ребёнка: чего он добился, чему новому научился, кому помог, как достойно вышел из трудной сшуации. Обязательно скажите ему что Вы им очень довольны: «Ты сегодня молодец: помог мне полить цветы и вытереть пыль, нарисовал красивую картину, поделился с сестрёнкой игрушхами!» Эхо очень полезно для детской самооценки. Ребёнок научится себя уважать, почувствует значимость. Захочет Вас радовать своими поступками ещё и ещё.

Если же ребёнок не получает нужного количества внимания, которое ему так необходимо для нормального развития и эмоционального благополучия, то он находит свой способ обратить наше внимание на себя. Это непослушание. Тогда родителям приходится часто отвлекаться от своих дел и делать ребёнку замечания. Парадоксально, но малыш рад даже такому «вниманию»!

«Ребёнок привлекает наше внимание, - говорил Я. Корчак, - когда мешает и вносит смуту; мы замечаем и помним только эти моменты. И не видим, когда он спокоен, серьезен, сосредоточен».

Помните, что Вы необходимы ребёнку, как воздух. Помните о необходимости совместной с ним деятельности. И это поможет Вам воспитал, доброго, отзывчивого, самостоятельного Человека.