Ирина Маниченко. Закон раннего старта

 «Учи ребёнка, пока он поперёк лавки лежит».

Наши предки применяли этот закон задолго до появления таких наук, как педагогика и психология. Сегодня уже широко известно, что основное воспитание ребёнку необходимо давать в возрасте до трёх лет.

Главным периодом, когда у малыша складывается впечатление о мире и формируются основы поведения, является первый год жизни. Так как основную массу мозг ребёнка набирает в течение его первого года жизни, в этот период малыш интенсивнее всего развивается.

Зоны головного мозга развиваются в определённой последовательности. Если на этапе формирования каждой из зон не будут заложены необходимые «семена», доступ в неё будет закрыт, и наверстать упущенное, возможно, не удастся никогда. А формирование некоторых зон мозга очень быстротечно, оно может исчисляться часами, днями, неделями. Например, исследования доказали, что отсутствие в младенчестве опыта ползания на четвереньках в дальнейшем оказывает негативное влияние на развитие речевых способностей.

«Родители младенца подобны садовникам, - пишет Ж.В. Цареградская, - которые сажают цветы по заданному узору. Если нужное семя не будет заложено в срок, на «клумбе» останется пробел, и общий узор уже никогда не удастся восстановить. При этом мы так и не узнаем, что конкретно было утеряно, какие способное™, данные природой, остались не развиты из за неправильного поведения мамы, каких психологических проблем и болезней во взрослом возрасте ребёнок мог бы избежать».

Чтобы точно определить, что в данный момент необходимо ребенку, какого опыта он ждёт, нужно быть к нему очень внимательным. Если Вы видите, что Ваш шестимесячный малыш тянется к яблоку - значит, пришло время посадить его за общий стол и начать докармливать. Если же до этого времени малыш не проявил интереса к еде, то садить его за общий стол ещё рано.

Если ребёнок рвётся Вам помогать по дому, варить обед и т.п., предоставьте ему такую возможность. Значит, пришло время для развития новых навыков! Наблюдайте за ребёнком, и он Вам сам подскажет, какой опыт ему необходим.

Бывает, что ребёнок становится беспокойным, капризным без видимых на то причин - это значит, что ему просто не хватает нового опыта, он не знает, к чему приложить свою энергию. Он хочет действовать, но не знает, как, поэтому и привлекает к себе Ваше внимание, чтобы Вы помогли ему в его дальнейшем развитии.

Чем раньше Вы начнёте прививать ребёнку определённые навыки, жизненные понятия, тем легче и органичнее он их примет. А, точнее, делать практически ничего и не надо. Просто поступайте сами так, как хотите, чтобы поступал Ваш ребёнок. Ведь дети развиваются на подражании!

Особенность детского восприятия как раз и состоит в том, что лучше всего они усваивают только то, что видят и слышат, то, что получают в непосредственном общении со взрослыми. Поэтому разговаривайте с малышом так, как хотели бы, чтобы он разговаривал; слушайте ту музыку, любовь к которой хотите привить ребёнку; занимайтесь тем делом, которым бы хотели, чтобы занимался он.

Поступайте так даже в мелочах: сразу учите правильно держать ложку, ручку, карандаш, правильно вести себя за столом, общаться с маленькими и взрослыми и т.д. Малыш быстро привыкает к необходимым действиям, это становиться его образом жизни.

Дети воспринимают всю информацию, которую мы им даём, своими чувствами. Ребёнок лучше запомнит то, что передано в непосредственном общении и окрашено разными эмоциями и разными интонациями. Понятия о добре и зле, счастье и горе, о радостной встрече, увлекательной игре, холодном дожде складываются только тогда, когда ребёнок непосредственно наблюдает проявления этих чувств.

О чём бы Вы ни говорили с ребёнком, он в первую очередь обращает внимание на Ваше отношение к предмету разговора, на Ваши чувства к нему. Из этого следует, что детям необходим эмоциональный опыт общения со взрослыми и с объектами внешнего мира. Мир в глазах ребёнка становится живым благодаря переживаемым эмоциям, которые он наблюдает во время общения. Поэтому, по возможности, устраивайте как можно чаще семейные праздники, больше гуляйте в лесу или в парке, вместе мастерите что-либо для дома, наблюдайте за живой природой, за облаками и звёздами. Все эти моменты дают наиболее богатые возможности для развития малыша и познания им мира.

Но, вместе с тем, родителям необходимо научиться не мешать ребёнку развиваться! Предоставьте ему как можно больше свободы, как можно меньше вмешивайтесь в его дела. «Каждый ребёнок рождается с такими великими возможностями и потенциалом, что, если не мешать и помогать развивать их индивидуальность без помех, у нас будет прекрасный мир, у нас будет невероятное число гениев», - пишет Ошо.

С самого раннего возраста приучайте ребёнка думать, развивайте его любознательность. Для этого задавайте ему разные вопросы - простые и сложные: о жизни, о мироустройстве, о любви, о душе. Дайте ребёнку время на размышления  день, неделю, месяц столько, сколько ему гсггребуется. Постарайтесь в это время никак не влиять на его мысли, не торопите и не подсказывайте (ведь порой мы я сами не знаем ответа). Это не тольхо заставит работать, а значит, и развиваться мозг ребёнка, но и приучит его к самостоятельности, облегчит дальнейшую жизнь, ведь он всегда сможет сам находить выход из различных жизненных ситуаций.

Нам необходимо показать ребёнку наш огромный мир, сформировать правильное представление о нём, научить жить в этом мире и делать его лучше день ото дня сначала своим личным примером, а потом вместе с малышом!