Храм-памятник-музей на Красной площади

В 2015 году исполняется 460 лет закладки и начала строительства Покровского собора

Храм Василия Блаженного известен далеко за пределами нашей страны. Причиной тому стали его яркие, запоминающиеся главы, необычная архитектура, а также тайны и легенды об этом сооружении, передающиеся из поколения в поколения. Однако даже не все жители столицы знают, что его историческое название – собор Покрова Пресвятой Богородицы на Рву, что уже почти столетие в нем находится музей, а в интерьерах храма можно побывать не только во время богослужений.

Итак, давайте знакомиться с «Покровским собором» – одним из немногих музеев Москвы, который работает без выходных. По замыслу основателей он создавался как историко-архитектурный музей и продолжает оставаться таким. Главный его экспонат – это сам собор, возведенный в 1555–1561 гг. по велению царя Ивана IV Грозного как памятник в честь победы над Казанским царством. В те далекие времена важнейшие государственные события увековечивали строительством храмов.

До 1600 г. Покровский собор являлся самым высоким зданием Москвы и поражал воображение неожиданным архитектурным решением. Несмотря на кажущуюся сложность, ему была присуща симметрия и гармоничность. Снаружи и внутри стены покрывала роспись, имитирующая кирпичную кладку. Идейным вдохновителем строительства «церкви Покрова каменной о девяти верхех» выступил митрополит Московский и всея Руси Макарий, в представлениях которого многопридельный храм воплощал образ Небесного Града. До сих пор историки спорят о том, кто смог мастерски воплотить в кирпиче и камне царский заказ. Вначале полагали, что собор возведен иностранцем, затем в письменных источниках обнаружили имена русских мастеров Постника и Бармы. Появилась неподтвержденная историческими источниками легенда об ослеплении зодчих по приказу грозного царя. Сегодня ученые все чаще говорят о стилистических параллелях в архитектуре храма с западноевропейским зодчеством, но вопрос о  строителях храма так и остается открытым. 

Первоначальная архитектурная композиция храма сохранялась недолго. В 1588 г. по распоряжению царя Федора Иоанновича разобрали северо-восточный угол здания для того, чтобы пристроить к нему церковь над мощами московского юродивого Василия Блаженного. Святой был современником царя Ивана Грозного, прославился чудесами и предсказаниями. По преданию, он не боялся говорить правду даже царю, был любим и уважаем в народе. Нижняя, десятая в композиции храма церковь имела отдельный вход, и лишь впоследствии ее соединили с подклетом (помещения нижнего яруса). В отличие от неотапливаемого верхнего яруса собора, в котором богослужения совершались «от Троицы до Покрова», в теплой нижней церкви службы были круглогодичными. Прихожане говорили, что идут в храм Василия Блаженного, и поэтому с XVII в. так стали называть все сооружение.

В конце XVI века во время пожара сильно пострадали «верхи» собора, и на церквах появились луковичные фигурные главы. Напоминанием о ремонтах следующего столетия являются два нарядных крыльца,  нынешняя колокольня, навес над входом в церковь Василия Блаженного и кирпичные своды над галереей-гульбищем. Тогда же красно-белая строгость расписанных «под кирпич» стен впервые была расцвечена яркими растительными композициями. Это завершило формирование образа райского сада, задуманного создателями храма.

Следующий ремонт, оставивший заметный след в строительной истории собора, осуществили в 1780-е гг. на средства, выделенные императрицей Екатериной II. Новые эстетические взгляды выразились в появлении в интерьерах церквей сюжетного настенного письма на библейские темы и богато украшенных золочением иконостасов. Фасады церквей покрыли крупным цветочным орнаментом, а подклет расписали масляными красками, имитируя кладку из камня. Такими стены оставались на протяжении полутора столетий, изменялось лишь их цветовое решение. Купола собора впервые были окрашены в привычные для нас цвета.

В 1812 г. во время наполеоновского нашествия собор был разграблен, в подклете размещались конюшни захватчиков. При отступлении из столицы император приказал взорвать собор, однако его распоряжение не было выполнено. После освобождения Москвы в храме осуществили ремонт. С юго-восточной стороны территорию собора окружили подпорной стеной из тесаного камня с кованой решеткой наверху, выполненной по проекту архитектора О.И. Бове.

В XIX в. собор жил размеренной жизнью: поновлялись настенные росписи, новые иконостасы в церквах. Несмотря на это, к концу столетия он сильно обветшал. Впервые тогда ученые и реставраторы задумались о необходимости научной реставрации памятника. Развернуть масштабные восстановительные работы удалось только в 1920-е гг. под руководством известного архитектора, художника и реставратора Д.П. Сухова. Стены собора освободили от поздних пристроек и возвратили ему облик XVI–XVII веков. 21 мая 1923 г. в нем открыли музей, директором которого стал знаток древнерусского искусства Е.И. Силин. С 1928 г. собор получил статус филиала Государственного исторического музея, который сохраняет и сейчас. Через год были запрещены богослужения, а колокольня лишилась практически всех колоколов.

Считается, что в 1930-е гг. над собором вторично нависла опасность уничтожения, однако никаких документов о предполагаемом сносе здания не обнаружено. Годы Великой Отечественной войны – единственный период, когда собор закрыли на длительное время. Экспозицию демонтировали, щелевидные окна и проемы внешней галереи заложили кирпичом, а на разноцветные главы нанесли камуфляжную краску. 7 сентября 1947 г., в день 800-летнего юбилея Москвы, музей вновь распахнул двери для посетителей. Вскоре возобновились и реставрационные работы. В 1950–1960-е гг. на стенах подклета, центральной и больших церквей  восстановили фасадные росписи, имитирующие кирпичную кладку. Одним из важнейших достижений реставраторов явилась замена в конце 1960-х гг. ветхого железного покрытия глав церквей на медное, сохраняющееся по сей день. Накануне проведения XXII Олимпийских игр (1980) фасадам малых церквей вернули первоначальную кирпичную роспись, а также раскрыли и воссоздали полихромный растительный декор XVII века на крыльцах и внешней галерее.

В 1990 г. произошло несколько судьбоносных событий в соборе: он был включен ЮНЕСКО в Список объектов Всемирного культурного наследия в России, впервые после 60-летнего молчания зазвучала колокольня, в церкви Покрова Пресвятой Богородицы состоялась первая служба. С 1997 г. в церкви Василия Блаженного проводятся воскресные и праздничные богослужения.

После недавно завершившейся реставрации посетители могут побывать практически во всех помещениях нижнего яруса (подклета) и в интерьерах десяти церквей с иконостасами, в которых представлены великолепные образцы древнерусской иконописи. Знакомство с собором напоминает путешествие во времени и в пространстве. Напротив входа в музей располагается церковь Василия Блаженного – святого, по имени которого часто называют храм.  Никто не знает, как выглядела церковь в древности. Богослужения были частыми, поэтому в ней неоднократно поновлялись настенные росписи. Сейчас в церкви восстановлен интерьер конца XIX века: масляная живопись, иконостас, рака и сень над мощами Василия Блаженного.

Стоит сделать несколько шагов, и мы окажемся в подклете, стены и своды которого демонстрируют прекрасно сохранившуюся кирпичную кладку XVI века. Лишенные росписей, небольшие по площади помещения дают возможность в полной мере почувствовать мощь нижнего яруса, несущего на себе ансамбль из девяти церквей и двух галерей. Толщина стен подклета достигает 3 м, а высота некоторых помещений – около 6 м.  Внутри таких стен умелые зодчие легко спрятали даже белокаменную лестницу, по которой можно подняться в церкви собора.

Действительно, перед нами храм храмов: каждая церковь самостоятельная, с отдельными входами-порталами, с разновременными интерьерами. Самая большая и нарядная – центральная шатровая церковь Покрова Пресвятой Богородицы; вокруг нее расположены четыре большие и четыре малые церкви, объединенные двумя галереями. По внутренней галерее можно обойти весь второй ярус храма, увидеть, как выглядели церкви сразу по завершении строительства собора, что нового привнес XVII век, какие иконостасы и сюжеты настенной росписи появились в следующем столетии. 

Что самое важное в путешествии по незнакомым местам? Конечно, надежный проводник. Для того чтобы знакомство с Покровским собором было увлекательным и познавательным, в музее проводятся обзорные, тематические и авторские экскурсии, лекции, творческие занятия,  конкурсы и викторины, праздники и фестивали. Все программы построены с учетом возрастных особенностей. Так, для самых юных любителей древности  предназначено музейное занятие «Предивные главы собора». Дети знакомятся с храмом, рассматривают его удивительные купола, узнают, когда они стали фигурными и разноцветными, а затем пробуют в технике пластилинографии нарисовать «предивные главы».

Дети 7-11 лет с увлечением создают точную модель известного памятника архитектуры во время занятия «Строим Покровский собор вместе». Каждому хочется побывать в роли знаменитых зодчих, перенестись на машине времени в далекий XVI век, понять, как были «поставлены премудро и дивно отдельные церкви на едином основании». Выстроить в правильном порядке четверики и восьмерики церквей, расположить на них кокошники и главы помогают знания, полученные на экскурсии по собору.

Учащиеся средней школы и старшеклассники, несомненно, заинтересуются занятием «Проба пера». Вначале участники занятия путешествуют по собору в поисках древних надписей, пытаются их прочесть, расшифровать, а затем попадают в средневековый скрипторий. Под руководством опытного писца они познают азы  русской палеографии и учатся писать стилосами и гусиными перьями так, как это делали их предки  в эпоху строительства собора.

Экскурсионное бюро музея находится в колокольне. Узнать об особенностях музейных программ, задать вопросы можно по телефону: 8 (495) 698-33-04. Также информацию легко найти в Интернете.

Сайты музея: www.shm.ru/museum/hvb; www.saintbasil.ru
Страницы музея в социальных сетях:
vk.com/club51240869
www.facebook.com/SaintBasilsCathedral
instagram.com/saint_basils_cathedral
  
Директор музея "Покровский собор" Татьяна Григорьевна Сарачева