Андрей Маниченко "10 законов обучения с пеленок"

Автор: Андрей Маниченко «10 ЗАКОНОВ ОБУЧЕНИЯ С ПЕЛЕНОК»

    А зачем учить с пеленок?!..

   С пеленок… обучение или мучение?
   Забудьте, как вас учили в школе
   Понаблюдайте, как дети играют в школу

10 ЗАКОНОВ:

    Закон раннего старта
    Закон похвалы
    Закон уважения
    Закон игры
    Закон хорошего настроения
    Закон познавательного голода
    Закон скорости
    Закон новой темы
    Закон режима
    Закон счастливой семьи

А зачем учить с пеленок?!..

Затем, чтобы наши дети не стали такими же, как мы, тупыми. Уважаемые родители! Приношу свои извинения! Автор совсем не Вас имел в виду, а себя.

Это я не способен осваивать иностранные языки, заканчивать один за другим факультеты престижных вузов, свободно разбираться в науках и искусствах, совершать открытия, создавать компании и реализовывать бизнес-проекты. Скажу больше: я прожил в серой посредственности пятьдесят лет и не смог сделать ничего выдающегося. Мне никогда не давались иностранные языки, и я с грехом пополам владею лишь русским, постоянно заглядывая в словари. У меня никогда не было музыкального слуха, и я не умею играть даже на гитаре. В магазине я никогда не проверяю сдачу, поскольку всегда был не в ладах с устным счетом.

Словом, ничего примечательного совершить в этой жизни мне не удалось, если не считать одного обстоятельства: всех троих сыновей я научил читать, когда им не было еще и трех лет.

Тридцать лет назад, когда в нашей семье родился первый ребенок, мы с женой интуитивно считали, что в раннем развитии заключен некий секрет жизненного успеха. С большим энтузиазмом мы стремились как можно раньше развить в ребенке интеллектуальные способности. Результат мы увидели очень быстро. Легко закончив школу с медалью, наш Алексей так же легко закончил и три факультета, получив три диплома. Причем третий диплом Алексей получил во Франции, закончив университет г. Ля Рошель.

Владея несколькими языками, объездив полмира, Алексей успел поработать в крупных иностранных компаниях. А в 2002 году присоединился к семейной фирме «УМНИЦА». Являясь финансовым директором компании, Алексей сумел реализовать несколько международных проектов. И за три года фирма при его участии увеличила товарооборот в десятки раз.

Антон родился спустя три года после Алексея. В школьные годы любил участвовать во всевозможных олимпиадах, где нередко завоевывал призовые места. Учеником 9-го класса самостоятельно записался в заочную физматшколу при университете, которую через три года успешно закончил и по результатам выпускных экзаменов был зачислен на 1-ый курс университета.

В компании «УМНИЦА» Антон трудится со дня ее основания. Студент 3-го курса, он смог с самого начала обеспечить стабильный рост нашему Центру Раннего Развития. Вот уже два года Антон является генеральным директором нашей компании. За его плечами два факультета, полтора десятка успешных проектов и несколько авторских изобретений. А совсем недавно мы получили приятное известие из Рима о международном признании нашей продукции и вручении приза «За качество нового тысячелетия».

Не обманул наших надежд и третий сын Александр. Он не посещал школу ни в 1-ом, ни в 4-м, ни в 8-м, ни в 9-м классах. Но тем не менее сумел в 15 лет поступить на 1-ый курс факультета журналистики. А его трудовая биография началась с 10-летнего возраста, когда он уже читал лекции перед взрослой аудиторией в нашем Центре.

Тогда, 30 лет назад, когда мы с женой, стоя у кроватки нашего первенца, мечтали о его будущем, нам не были известны методики раннего развития, как не были известны слова Бекминстера Фуллера о том, что «…все дети рождаются гениями, а мы тратим первые шесть лет их жизни на то, чтобы лишить их этой гениальности». Теперь, 30 лет спустя, вырастив троих сыновей и обучив тысячи родителей в нашем Центре Раннего Развития «УМНИЦА», разработав бесхитростные пособия для обучения малышей и увидев результат их применения, мы пришли к твердому убеждению, что самый простой способ сделать ребенка гением – научить его читать до трех лет.
С пеленок… обучение или мучение?

Любой человек живо помнит свои школьные годы. Обучение, как правило, ассоциируется у нас с сидением за партами, со строгим образом учителя, со страхом неправильно ответить и многими другими моментами, которые ну никак не подходят для крохи.

Сразу оговоримся: речь пойдет о совсем другом обучении. Приятном и желанном и для ребенка, и для родителей.

Годовалого малыша невозможно «перегрузить»! Даже если Вы этого очень сильно захотите, у Вас ничего не получится, поскольку у него великолепная защитная реакция: он никогда не будет делать то, что ему не нравится. И заставить его что-либо делать против его воли еще никому и никогда не удавалось.

Обучение может стать мучением только к семи годам, когда уровень социализации ребенка позволит ему адекватно реагировать на сложную систему запретов и обязанностей.
С пеленок же возможно только такое обучение, которое сам ребенок принимает. А это случается лишь тогда, когда удовлетворяется его природное и неиссякаемое любопытство.
На расхожее утверждение, что раннее обучение лишает ребенка детства, хочется возразить: – А не лишаем ли мы наших детей полноценной жизни, обрекая их на вечную олигофрению?
Забудьте, как вас учили в школе

Маленькие дети учатся по другим законам, нежели мы, взрослые. Нам, взрослым, надо всё объяснять. Самостоятельно (т.е. без помощи учителя, наставника, учебника, инструкций) овладеть чем-либо мы не можем.

Кто в школе считается хорошим учителем? Тот, кто хорошо объясняет.
А малышам бесполезно что-либо объяснять! Они ещё ничего не знают, и все наши объяснения для них непонятны. Малышам надо давать факты, а не пытаться их объяснять. Детский мозг способен постигать окружающую действительность только через самостоятельное осмысление голых фактов. Все малыши прекрасным образом находят взаимосвязи между фактами, анализируют, сопоставляют их. Чем больше фактов воспринимает ребёнок, тем больше у него возможностей для размышлений.
Нужно помнить, что школьные методики совершенно непригодны для обучения дошкольников. Малыши делают то, что хотят, и не делают то, чего не хотят. Их бесполезно заставлять что-либо делать.

Поэтому весь процесс обучения нужно строить таким образом, чтобы ребёнок сам хотел в нем участвовать.
Понаблюдайте, как дети играют в школу

Всегда забавно наблюдать, как дети играют в школу. Во всех ролевых играх (в семью, в магазин, школу и т.п.) дети ничего не придумывают, они копируют то, что многократно наблюдали.

И тот ребёнок, который в игре берёт на себя роль учителя, во всех красках обязательно покажет авторитаризм, власть, строгость, а порою – гнев и многогранный комплекс мер по психическому и физическому устрашению и наказанию учащихся, подавлению свободы их личности.

И как бы ни протестовали педагоги, что, мол, это неправда и сейчас такого в школах нет, – не верьте.

Да, всевозможные экзекуции давно приобрели цивилизованные формы, но дух авторитаризма, видимо, никогда не будет изжит из «народного образования». Даже волна педагогов-новаторов (Амонашвили Ш.А., Шаталов В.Ф., Ильин Е.Н., Щетинин М.П., Караковский, Тубельский и др.), поднявших в 80-ые годы знамя «педа­гогики сотрудничества», ничего не смогла сделать в масштабе страны, и мода на «педагогику сотрудничества» быстро прошла.

Официальная педагогика как была авторитарной, так и осталась. И главная причина в том, что наша государственная школа зиждется на «Великой дидактике» Я.А. Коменского, которой скоро исполнится 400 лет.

Любые традиции всегда заключают в себе мощную систему тормозов, где на любой вопрос «а почему?» следует логичный ответ: «А всегда так было!»

«Народное образование» во все времена было наиболее консервативной областью государственного уклада. Мы сами, когда учились в школе, все ученики до нас и после нас, если чему-то и научились, то не благодаря существующему «учебно-воспитательному процессу», а вопреки ему.

Вот очевидное доказательство: в 1-ом классе на любой вопрос учителя – «лес рук», но с каждым годом этот «лес» редеет. Более того, ученики начинают пря­таться за спину впередисидящего – «лишь бы не спросили!».

Изначально мощное детское любопытство в школьных стенах основательно разрушается. Безграничная детская жажда познания за школьные годы у большин­ства учащихся значительно тускнеет.